Зарубежное
Докнижные жанры
<
29.03.13 09:37

Вместе с тем конструктивисты стремятся от книг к живому действию, к пониманию слова как элементу живого акта... Они восстанавливают докнижные жанры — мистерии, поэмы, оды — так же как вовлекают в литературу первобытную феодальную и простонародную речь с ее утраченными внелогичными смыслами. Они называют себя примитивистами, так как исходят как бы от сырья... Они — изобретатели, лабораторные мастера, обогащающие, совершенствующие выразительные средства речи. ...Они восстают на знаки препинания, которые являются самым резким проявлением причинно-следственного механистического понимания речи...
Но вместе с отрицанием эмпиризма, вместе с функционалистическим мышлением они не знают тем, ограниченных местом и временем; темы всегда пересекают, пронизывают друг друга, охватывают землю в целом, человечество, космос.

 
И.И.Иоффе
29.03.13 09:34

Существует великое множество описаний видовых манифестаций этого общего комплекса, и все же, как представляется, наиболее удачная и всеобъемлющая его характеристика принадлежит И.И.Иоффе, предпринявшему в 1933 г. опыт рассмотрения стилевой целостности различных проявлений определенных культур. Пространность предлагаемого фрагмента искупается его емкостью и парадигматичной ценностью.
«Слово идеографическое, оторванное от действия, стало элементом действия, и его звук получил вещественный динамический характер — как само мышление.
Отбрасывая психологизм, конструктивисты  изучают самые мускулы слова, его биомеханику и в этой мускульной энергии слова видит его сущность — связь с действием. Стихийный процесс обновления литературного языка... конструктивисты стали разрешать сознательно, выдвинув технологию речи, лабораторное изучение словесно¬го материала. Конструктивисты, стремясь к живой устной речи, с особой настойчивостью изучают моторно-звуковые свойства речи. Они изучают дополнительные тембровые смыслы, ощущая дикцию и интонацию как существенные факторы смысла. Смысл и звук сливаются воедино, в одно расширенное значение.

Последнее обновление 11.08.14 10:05
 
Монизм
29.03.13 09:27

Все разноцветье -измов имело своей исходной предпосылкой один общий знаменатель: волевую интенциональность, которой в недалеком будущем предстояло развиться в тоталитарный авторитаризм, направленный на подавление индивидуального самосознания. Активистское мироотношение опредмечивало образ самого человека и направляло на него, ставшего материалом, предметом, вещью, свое трансформирующее воздействие. Булгаковский профессор Преображенский отвергает социальные преобразования большевиков, которые он находит глупыми и мелкими, однако своей научной деятельностью, политически стерильной, но направленной на преобразование естественных свойств живой природы, активизацию ее биологических потенций, он манифестирует именно стратегию насильственного революционаризма, относящегося к миру, ко всему живому и человеческому как предмету, объекту трансформации.
Целеполагающая интенциональность была имманентно присуща художественно-идеологическому сознанию эпохи, ей предстояло лишь реализоваться в своем логическом развитии. «Как ни жизненен плюрализм, как царящим во вселенной двуначалием... ни диктуется дуализм, ни тот, ни другой не удовлетворяют мысли: она успокаивается только на монизме. ...Монизм — отвага, дуализм — робость.

 
Идея «пересозидания человечества»
Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 
26.03.13 17:33

Идея «пересозидания человечества» и «превращения жизни в материал» подразумевала отнюдь не утверждение тотального хаоса, деструкцию и демонтаж всего жизненного порядка, как это постулируется в определенного рода научной публицистике, а создание новой картины мира, в которой центростремительная, рациоцентристская ориентация сознания сменяется на центробежную тенденцию, овнешняющую себя в жесте, экспрессии, активистской интенциональности. Конечно, глубокий и искренний драматизм экспрессионизма с очевидностью противостоит игровой театральности амбициозного сюрреализма, но и в том, и в другом случае основой творчества было упование на переустройство мира. Разложение естественного языка и создание нового, адекватного эпохе «сдвига», было повсеместным, от Хлебникова до Джойса. Но преобразовательная, трансформирующая «жизненный материал» воля в конечном счете влекла за собой новую, еще более жесткую структурированность, на этот раз овладевавшую сознанием извне, в отличие от диктата внутреннего императива личности.
Дух тотальной трансформационности соприсутствовал рождению новой эпохи. «Художник не только уполномочен, но и обязан обходиться с формами так, как это необходимо для его целей», — писал еще в 1911 г. В.Кандинский в своем трактате «О духовном в искусстве».

Последнее обновление 11.08.14 10:05
 
Пересоздание человечества
26.03.13 17:22

Высказываний на эту тему великое множество в разных культурах, и одно из самых ранних принадлежит А.Белому (1909): «Последняя цель культуры — пересоздание человечества... культура превращает теоретические проблемы в проблемы практические... самую жизнь превращает она в материал, из которого творчество кует ценность.»6 Но все-таки: что было вначале — разрушение или созидание, отказ от старого или утверждение нового? Кандинский в 1912 г. в «Синем всаднике» утверждал, что оба процесса — «Разрушение бездушной материальной жизни XIX века... распад и самораспад его на отдельные составные части» и «Построение душевной, духовной жизни XX столетия» — являют собой две стороны одного движения.
В действительности эпатажно нигилистичный авангард не только строился на прочнейшей традиционной основе, но и попросту не мог состояться без мощной архаико-традиционалистской тенденции. И если архаика нужна была для того, чтобы «очиститься от наслоений прошлого» и в своем стремлении к первобытному адамизму сливалась с утопико-эсхатологической тенденцией, то классика и традиция были необходимы как строительный материал, который неизбежно входил в кладку здания будущей культуры. Этому вопросу посвящена любопытная книга Мих.Вайскопфа «Во весь логос. Религия Маяковского».

Последнее обновление 11.08.14 10:05
 
Стиль — это ложь
26.03.13 17:16

Разрушение макростиля эпохи началось практически с момента его рождения. Уже в 20-е гг. Ле Корбюзье декларирует: «Стиль — это ложь», а В.Гропиус формулирует прозорливую догадку: «Мы искали новый метод, а не стиль». Наличие общей стилевой доминанты как раз и находит свое подтверждение в том, что эволюция ее осмысления художественной и теоретической мыслью оказалась подверженной общим закономерностям в контексте всей мировой культуры. Заканчивалась эпоха великого Начала, онтологически соизмеримая с эсхатологическим переживанием Конца мира, обостренно ощущавшегося и на переходе от XX к XXI столетию. Как известно, в 1932 г. в Советском Союзе вся творческая деятельность регламентируется посредством создания союзов и провозглашения единого метода «социалистического реализма»; в Германии в 1933 г. проводится печально знаменитая выставка «дегенеративного искусства» и декларируются т.н. «принципы фюрера»; Франция еще в 1930 г. ставит «сюрреализм на службу революции». Вот эту финальную стадию авангардного мироощущения на излете и зафиксировал один из крупнейших сопричастников его развертывания в театральном движении — АЛрто, начавший свою книгу «Театр и его двойник» (1933) словами: «Никогда о цивилизации и культуре не говорили так много, как в этот период, когда иссякает сама жизнь и возникает странный параллелизм между повсеместным крушением жизни, лежащим в основе сегодняшней деморализации, и заботой о культуре, никогда не совпадавшей с жизнью и созданной, чтобы поучать жизнь.» Риторичность, академизм, нормативность становятся знаменателями культуры 30-х. Таким образом, на протяжении трех десятилетий в пространстве мировой культуры авангардная парадигма претерпела переход одной — инновационной — стадии в другую — консервативную.

Последнее обновление 11.08.14 10:05
 
Многочисленные -измы
26.03.13 16:42

И если многочисленные -измы сами по себе и в отдельности не обладают стилеобразующими качествами, то можно предположить, что в совокупности все авангардистские модификации образуют некий синкретический макростиль, обладающий структурным единством. Вот почему свидетель эпохи, теоретик искусства, отмечавший «анархизм современных художественных группировок и течений, их бесконечные дробления при абсолютной непримиримости и догматизме каждого из них в отдельности», с полным основанием утверждает, что «именно современное искусство, при всей разноголосице его, проявило в последние годы определенное тяготение к стилю», а «господство новых идей культурного порядка... поставило на очередь вопрос о стиле в жизни».
Может быть, со временем авангард будет рассматриваться как завязь стиля новеченто, характеризующего искусство всего XX в. в его эволюционной целостности. И даже абстрактное искусство и сюрреализм, хронологически выходящие за рамки собственно авангардной эпохи, т.е. 10-30-х гг., все равно несут в себе код авангардистской парадигмы. Более того — этим же кодом мечены и художники, внешне не относящиеся к эстетике авангарда. Вяч.Вс.Иванов справедливо писал: «Подводя итоги XX в., можно заключить с уверенностью, что авангард остался его основным стилистическим ориентиром, сказавшимся и на тех авторах, которые иногда ... склонялись к более традиционным формам».
Взятый в этом аспекте, аванг

 
Авангард как стиль культуры
26.03.13 16:31

АВАНГАРД КАК СТИЛЬ КУЛЬТУРЫ


Феномен авангарда первых десятилетий XX в. и связанного с ним художественно-идеологического комплекса приобретает для современного сознания образ многоликого единства. Историческая дистанция позволяет увидеть в том, что казалось беспорядочным нагромождением теснивших друг друга «измов», очертанья некоего целостного тела, обладающего иерархической соразмерностью своих частей и определенным смыслом, обусловливавшим его существование в духовном пейзаже эпохи.
Единство художественно-идеологического комплекса авангарда, взятое в его глубинных основаниях, составляет безусловную системную целостность, взывающую к общему концептуально-терминологическому определению. Собственно, художественное сознание 20-30-х гт. явственно стремилось к категориальному самоосмыслению преимущественно в понятии стиля — тенденция, восходящая к самому началу XX в., когда искомый «новый» стиль долженствовал материализовать, артикулировать невнятные пока духовные упования эпохи. Казалось бы, как можно говорить о сколько-нибудь целостном стилевом единстве в условиях необычайно буйного произрастания и сложной иерархичности художественных направлений, групп, всяческих «измов»? Однако впечатление пестроты возникало в основном за счет колоритности самоназваний группировок и ярких художественный индивидуальностей, всходивших на общей духовной закваске. Имена и названия исчислялись десятками и сотнями, но терминологическая разноголосица нисколько не отменяет общности понятийной основы, единства картины мира.

 
Развития литературного процесса
26.03.13 16:11

Исчезновение веры в абсолюты вызвало к жизни представление об относительности, изменчивости, нестабильности и в то же время взаимосвязи и взаимозависимости всего сущего, а также стимулировало поиски новой целостности, не ложной и искусственной, а истинной и естественной. Постмодернизм, воспринимающий мир как хаос и отражающий это представление в своих модификациях интертекстуальности, пытается сориентироваться во множестве культурных систем и угадать направление дальнейшего развития литературного процесса. Скорее всего, он являет собой переходную форму к какому- то новому качеству литературы, которой предстоит существовать в совершенно новых условиях, в системе массовой культуры и видеокультуры, и выполнять новые функции. Одним из свидетельств этих глобальных изменений в области литературного творчества стало специфическое отношение художников к культурным и художественным традициям прошлого.
Из всего вышесказанного очевидно, что ведущие литературные направления XX в., вписываясь в общеисторическую схему эволюции и смены культурных эпох, дали новые концепции традиции, к доминирующим признакам которых можно отнести:
—    множественность и разнообразие подходов к традиции;
—    интерес ко всему спектру многовековых и многонациональных традиций, сопровождаемых их парафразированием;
—    ироническое переосмысление традиции, ее пародирование, пересоздание;
—    металитературность, подмена реальности традицией и одновременно тенденция к восстановлению связи между литературными традициями и реальностью посредством читательского восприятия и «соавторства»;

Последнее обновление 11.08.14 10:05
 
«НачалоПредыдущая31323334353637383940СледующаяПоследняя»

Страница 34 из 41
Вверх Яндекс.Метрика