Зарубежное
В творчестве Гумилева, Ахматовой, Мандельштама
<
29.03.13 10:53

Повышенный интерес к вещи обозначился еще в русском акмеизме — в творчестве Гумилева, Ахматовой, Мандельштама. Впоследствии эта тенденция, обретя некоторую утрированность, которую Л.Шпитцер обозначил как «хаотическое перечисление», ярко проявилась в творчестве многих поэтов ближе к середине столетия. В мировой культуре начала XX в. понятие вещи полнилось воистину бытийным смыслом, и чем больше устремлялся человек от теплоты повседневного быта в идеальный, но холодный мир Утопии, тем более склонен он был сакрализовать вещь как таковую. «Преходящее всюду погружается в глубокое бытие. ...Все формы здешнего не только следует принимать ограниченными во времени, но по мере наших сил переводить их в те высшие планы бытия, к которым они сами причастны. ... Все здешние явления и вещи должны быть поняты нашим внутренним разумом и преображены... потому что задача наша — так глубоко, так страстно и с таким страданием принять в себя эту преходящую бренную землю, чтобы сущность ее в нас "невидимо" снова восстала» ,— писал Рильке в 1925 г. Тремя годами раньше М.Пришвин (все еще не оцененный как мыслитель) записывает в дневнике: «Я предлагаю... для будущей огромной синтетической работы художественного сознания воспользоваться и моим "этнографическим" методом... Сущность его состоит в той вере, заложенной в меня, что вещь существует и оправдана в своем существовании...

Последнее обновление 11.08.14 10:06
 
Безбытность — удел одиночек
29.03.13 10:49

И хотя сами носители авангардистского сознания воспринимали проблему быта преимущественно в свете борьбы с мелкобуржуазной стихией, коллизия эта имела онтологический характер. Быт — это форма жизни массового тела, так же как для индивидуума его жизнь — это его экзистенция. Соотношение быта и жизни в авангардистскую эпоху — это соотношение массы и индивидуума. Безбытность — удел одиночек, отлученных от традиционной жизни, лишенных корневой основы. Но безбытность же — и бытие массы, отдающей себя на заклание во имя блаженной жизни грядущих поколений. Противоречие? Ничуть. Быт отвергался на индивидуальном уровне и был предметом государственной стратегии тотализации жизни народа. Так, в духовном климате советской эпохи негативно маркировались все понятия, возбуждавшие ассоциации с индивидуальным стилем жизни. Этому стилю противопоставлялись новые институты, в которых все индивидуальное, частное коммунировалось — фабрики- кухни, всяческие «комбинаты», «кружки», литмастерские, детские учреждения, поликлиники и т.д. Пресловутая «забота о быте» означала для человека лишение быта в его традиционном измерении.

Последнее обновление 11.08.14 10:06
 
Литературный быт
29.03.13 10:46

Быт в ту пору сделался ценностно маркированной категорией: релевантность его была столь высока, что породила даже семантически инвертированное словообразование «литературный быт». Отношение к быту было двойственным, но ярко выраженным. Очевидно, причина в том, что быт как нечто интимно-индивидуальное перестал существовать, он подвергся выворачиванию наружу, модифицировался. В этом свете, в частности, иначе понимается жизненное поведение и трагедия Маяковского. У него не было быта — он жил весь наружу. Его тройственный союз с Бриками не был явлением частного порядка, не был эксцентричностью или причудой, а являлся совершенно модельной ситуацией, отраженной, в частности, в фильме «Третья Мещанская» (1927), сценарий которого был написан В.Шкловским совместно с режиссером А.Роомом. Это не значит, разумеется, что в стране Советов была популярной семейная жизнь втроем — но это значит, что стратегия сдвига захватила и интимную жизнь человека. Разумеется, случай Маяковского является лишь наиболее ярким выражением типичного оптимистически-трагедийного способа бытия в рассматриваемую эпоху.

Последнее обновление 11.08.14 10:06
 
М.Цветаева как поэт
29.03.13 10:44

Так в 1920 г. М.Цветаева утверждала свое предназначение как поэта. Отнюдь не случайно это мироощущение отзывается в поэзии крупнейшего латиноамериканского авангардиста чилийца В.Уйдобро «Песнью смержизни» («Cancidn de la muervida») и вызывает у поэта совершенно иного склада — Р.М.Рильке — сходный отклик о собственном творчестве: «Утверждение жизни и смерти в "Элегиях" становится единством» . Подобная двойственность эпохи, охваченной утопическим азартом, составляет ее имманентное свойство, поскольку сама идея утопии порождает одновременно чувства притяжения и отталкивания.
Изменившееся самосознание обретало себя в принципиально новой концепции личности в ее отношениях с миром. В утопически поляризованной картине мира не оставалось места бытию нейтральному, т.е. нормальной, не экзальтированно-надрывной жизни человека. Повседневность как образ жизни выпадала из авангардистской аксиологии, делаясь негативно маркированным фактором, — ведь пребывание в пограничных «сумерках» подразумевает отторженность от «дневной» обыденности.

Последнее обновление 11.08.14 10:06
 
Стихотворение «Утопия»
29.03.13 10:35

В 1925 г. О.Мандельштам перевел стихотворение «Утопия» немецкого экспрессиониста Э.Толлера, автора драмы «Человек-масса» (1921):
Утопия, под купол твой свинцовый, Под твой сияющий зенит, Под купол твой — лазорево-грозовый Челн современника скользит!
Но «сумеречно-утопическая» тематика обозначилась гораздо раньше. «Сумерки человечества»— под таким названием в 1919 г. в Германии вышла антология поэтов-экспрессионистов. Годом раньше Мандельштам написал свои провидческие «Сумерки свободы». Несколько ранее заявляет о себе группа итальянских поэтов-«сумереч- ников» («crepuscolari»), появляются «сумеречники» в бразильской литературе. В 1922 г. выходят «Сумраки» («Crepusculario») Пабло Неруды. Такого рода свидетельства одновременного переживания сходного мироощущения в разных концах земного шара убедительно говорят о двойственности мироощущения, облекающегося в образ заката-рассвета и проникнутого предчувствием эсхатологического преображения.

Последнее обновление 11.08.14 10:06
 
Великий утопист К.Э. Циолковский
29.03.13 10:30

Великий утопист К.Э. Циолковский мыслил преодоление земного несовершенства человека и причащение его «блаженству Вселенной» через жесткое регулирование всего и вся и «усиленный искусственный подбор, который выражается только в том, чтобы давать возможность быстро размножаться самым совершенным особям». Свидетельством исчерпанности этого злосчастного опыта служит обозначившийся новый образ мира — пострационалистический, покоящийся на органических основаниях множественности. Авангардизм же, составляющий идейно-художественную парадигму эпохи волитивной интенциональности, должен рассматриваться не столько как стиль искусства, сколько как стиль культуры данной эпохи—именно такое понимание стиля свойственно современной мысли. Новейшие интерпретации понятия стиля позволяют «признать оправданным его выведение за рамки искусства» и полагать его категорией культурологии.
Этот стиль культуры подразумевает наличие единого матричного сознания, различные манифестации которого обладают глубокой внутренней взаимосоотнесенностью, в результате чего невыявленность в каком либо художественно-идеологическом «дискурсе» одного или нескольких признаков целостности обязательно компенсируется интенсификацией других ее функций, выступающих в отношениях взаимодополнительности.

Последнее обновление 11.08.14 10:05
 
Чудеснейшая добродетель
29.03.13 10:27

Пресловутая «чудеснейшая добродетель» была фатальным образом заложена в самом преображающем мир коде. Вот что мечталось еще в 1915 г. одному из пророков новой России: «Отчего не допустить, например, что та часть русского народа, которая не сопьется и не исподличается, не захочет променяв своего богатырского первенства на чечевичную похлебку космополитического всеравенства, наконец, устоит перед соблазном дешевки «магазинов новейших изобретений», что эта часть русского народа в один поистине прекрасный день неожиданно для всех, врасплох, сюрпризом, заберет, объединенная своим сильнейшим представителем, мировую власть и... не убоявшись миллионов жертв, во имя сказочной, быть может, древней и варварской красоты, перестроит жизнь, с ребяческим хохотом и ребяческой правотою, на таких диковинных началах волшебной театральности, что все перед насильниками преклонятся...» Нет, это не Ленин — это Н.Н.Евреинов, один из крупнейших «мастеров культуры», вскоре бежавший от плодов реализации собственной теории.

Последнее обновление 11.08.14 10:05
 
Серапионовы братья
29.03.13 10:24

Вот яркая тому иллюстрация. «Павший строй держался на одном- единственном устое — то был индивидуализм... Искусство перестало замечать народ, коллектив и потому не чувствовало с ним внутренней связи; спасение человечества и искусства — в коллективизме... В этом пафосе находит свое выражение чудеснейшая добродетель периода революционного перелома... добродетель коллективизма. Называйте ее как хотите: социализм, народное единство или товарищество... Но тут — не без того — не обойдется без жертвы с вашей стороны, жертвы, связанной с включением в коллектив. Вот тогда вы будете члены коллектива». Приведенный отрывок взят не более и не менее как из обращения фашистских идеологов к художникам Германии. Идеология государственно-политического абсолютизма, основанного на диктате революционной догмы, закономерным образом произрастала из апологии стихийного биологизма, дорационального чувства крови, припадания к корням, почве, упоения жизнью инстинктов, токами массового сознания.

Последнее обновление 11.08.14 10:05
 
Значения слова «воля»
29.03.13 10:20

Серьезными и высокими темами для этих развернутых произведений являются: инженерия, энергетика, победа человека над космическими силами, власть инженерного интеллекта, управляющего вселенной, сама первозданная природа и человек в его стихийных, биологических инстинктах, подчиненных организующей мысли. Комическим является все лишенное и биологической силы, и интеллекта, эмпирическое, подчиненное, зависимое бытие. Здесь возрождается... противопоставление волевого, властного, биологически сильного и красивого — уродливому, косному, беспомощному».
В этой характеристике проникновенно уловлены основные стиле- образующие константы авангардистского типа художественно-идеологического сознания. Единственное, пожалуй, что стоило бы к этому добавить — и что оказалось постижимым лишь в исторической оптике — то, что кажущиеся антиномичными или разнопорядковыми манифестации «духа эпохи» в действительности оказывались глубочайшим образом взаимосвязанными на уровне порождавшего их волевого импульса.

Последнее обновление 11.08.14 10:05
 
«НачалоПредыдущая31323334353637383940СледующаяПоследняя»

Страница 33 из 41
Вверх Яндекс.Метрика