Земляная тема
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
03.04.13 16:42

«Эта земляная тема... дана в поэзии Маяковского и Хлебникова в сгущенном физиологическом воплощении (даже не тело, а мясо); ее предельное выражение — задушевный культ зверья и его животной мудрости». Таким же преломлением всеобщих утопических тенденций было неосознанное воссоздание в искусстве глубоко почвеннического, теллурического начала как первоосновы бытия. Спасительной основой выступал в каждой национальной культуре собственный ли, экзотический ли, но непременно почвеннически примитивный субстрат — праславянский, цыганский, индейский, африканский, — преобразовывавшийся в мифопоэтическом мышлении художника эпохи тотального «сдвига» в коллективный образ народного эпического героя, мифологему национального Я. В результате теллурическая доминанта дублируется своей противоположностью — ариэлистской, солярной составляющей, равно принадлежащей мифопоэтическому типу сознания, оперирующему амбивалентными мифообразами.


Так возникает образ-символ сокола («Высокол» В.Уйдобро), который в мифопоэтической традиции принадлежит верхнему уровню мирового древа, т.е. обладает верховной онтологической значимостью. Обреченный на судьбу Икара, авангардистский сокол родствен героическим образам Зангези Хлебникова, Егорушки Цветаевой, Безумного волка Заболоцкого, автобиографического героя Каменского («Поэт — мудрец и авиатор /... Из жизни создал я поэмию»), соприроден горькому скепсису обэриута А.Введенского в его «Священном полете цветов»: «И ты, орел-аэроплан, / сверкнешь стрелою в океан...», изоморфен образности Хармса, Малевича, Шагала.

 

 

 

 


 

 

 

 

Последнее обновление 11.08.14 10:01
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика