Язык «мифологической эпохи» Вико
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
25.12.13 10:42

 

Материальность и объективность одного из членов метафоры «объективирует» и другой ее член, даже если речь идет о мыслях и переживаниях лирического героя. Объективация чувств и мыслей позволяет увидеть их как бы со стороны, оценить степень их условности и «заданное™» культурой, воспитанием и т.д. и одновременно, несколько парадоксально, утвердить на уровне отдельного тропа непрерывность внешнего и внутреннего, объективного и субъективного. Метафора, соединяющая далекие образы и понятия, только подчеркивает уникальную, несмотря на все переосмысления, роль личности в этом мире: требуется субъективный взгляд, чтобы выявить связи, скрытые в окружающем мире. Увиденная в контексте этой новой непрерывной объектно/субъектной реальности, авангардистская метафора значительно ближе, чем метафора XIX-го в., стоит к «метафорическому» языку «мифологической эпохи» Вико. Она не только, подобно символу Бодлера, вскрывает таинственные глубинные связи, существующие в «реальном» мире, часто именно она «творит» подлинную реальность, которая в конечном счете отлилась в сюрреальность, стирающую грань между внешним и внутренним миром. При этом абстрактные размышления об условности обобщений оборачиваются живой и животрепещущей диалектикой субъективно/объективного называния и означивания.
Подлинный простор для проблематизации самых разных уровней и оттенков осмысления и означивания предлагает в силу своего специфического строения аллегория. Не случайно она, рассматриваемая деконструктивистами наряду с иронией как троп, непосредственно отражающий прерывность мира и существования, в XX в. вновь приобретает популярность у теоретиков. В аллегории образ и его значение принципиально разводятся, из их неслиянности, собственно, и рождается троп. Наряду с почти безграничными возможностями к развертыванию, в том числе и повествовательному, внешнего плана, для нее характерна не только «внятность», но и развернутость, а также целостность и концептуальность второго, понятийного плана. Даже в простейшей эмблеме можно рассмотреть некую конкретизацию, определение, то есть элементарное суждение об означаемом. Так, пеликан в качестве эмблемы милосердия несет в себе дополнительный оттенок жертвенности, а образ змеи заключает в себе развернутое и достаточно сложное суждение о медицине. Аллегория просто создана для воплощения проблемы соотношения видимого и подлинного, мнимого и истинного.

 

Последнее обновление 12.08.14 08:58
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика