Взрыв антропоцентрической цивилизации
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
13.03.13 09:34

Итак, новые художественные школы, бурно возникавшие в первые десятилетия XX в., из предшествующего художественного опыта отвергли, а затем преодолели, обобщенно говоря, принцип соревнования с реальностью, цельность и узнаваемость картин жизни, наконец, антропоцентричность культуры XIX в. Пора задаться вопросом, какова была историческая почва, сделавшая такое изменение «перспективы» неизбежным?

Частично ответ может быть найден р тех же статьях Федотова: «взрыв антропоцентрической цивилизации», высвободившей мощные и опасные технические, социальные энергии; столкновение разрушительных материальных сил, грозящих раздавить человека, рост «безличных коллективов» — или же «восстание масс», как это сформулировал Ортега в программной работе 1930 г.; кризис религиозного чувства мира, на смену которому пришел позитивизм, глубокое же разочарование предложенными позитивизмом истолкованиями действительности породило и неудовлетворенность искусством, испытавшим влияние этой философии, и вообще культурой конца XIX в. — эпохи, возвестившей, что Бог умер.


Все это факторы достаточно очевидные, однако при всей их значимости невозможно только ими объяснить стремительность и необратимость ломки, которая происходила в искусстве начавшегося XX в. Действовали и более глубокие причины, связанные со всей духовной атмосферой того времени, и, не проникнув в нее, трудно опознать первотолчки, которые привели к столь существенным изменениям «перспективы». Попробуем в общих чертах восстановить эту атмосферу, опираясь на свидетельство литературы, — на роман «Волшебная гора» Томаса Манна.

 

 

 

 


 

 

 

Последнее обновление 10.08.14 09:25
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика