Война конца света
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
20.01.14 12:23

 

Импликации претекстуального характера утопического мышления и возможности, раскрываемые этой его особенностью перед художественным текстом демонстрируются в романе М. Варгаса Льосы «Война конца света» (1981). Неоднозначность утопических моделей и утопического идеала в целом писатель раскрывает, в частности, и через множественность их возможных пониманий/толкований. В самой общине Канудос доминирует христианская трактовка этого идеала Наставником, но существует и данное намеком, через описание обрядов некоторых негров и мулатов, архаически-мифологическое его понимание; с ними обоими сталкивается «революционное» его истолкование Галилео Галлем, не говоря уже о «внешнем», официальном восприятии властей. Встреча трех моделей мышления, символизирующих к тому же три разных этапа развития человечества, представляет тягу к утопии и идеалу как сущностное свойство человеческого характера. Научная мысль XX в., в лице В. Тэрнера, выделяет модель воплощающей этот идеал социальной организации, которую он называет коммунитас. Это общественное устройство, ориентированное на равенство и свободу, а потому не поддающееся структурированию, а следовательно и стабилизации. Описывая в своем многофигурном эпическом романе судьбы, приведшие очень разных людей в Канудос, Варгас Льоса вскрывает колоссальный потенциал утопической идеи, ее невероятную объединяющую силу. С другой стороны, это объединение оказывается изначально связано не с гармонией, а с агрессией: символично, что путь в Канудос, к реальному воплощению утопического идеала, начинается с незначительного, но все же бунта против Республики. И в дальнейшем воплощенный идеал как магнит притягивает к себе насилие: он не только является объектом агрессии со стороны властей и традиционно структурированного социума, который видит в коммуне угрозу своему существованию, но и сам становится источником агрессии. Собравшиеся в Канудос не только первыми нападают на посланных против них солдат, но и, в стремлении приблизить «рай на земле» сжигают посевы и разоряют окрестные хозяйства, чтобы «дать земле отдых» в исполнение пророчества Наставника. Действовать подобным образом их заставляет как раз претек- стуалььность человеческого мышления, привычка при осмыслении жизненной ситуации ориентироваться на авторитетные образцы. В данном случае жители Канудос находятся во власти апокалипсических представлений. Тот же апокалипсический претекст в его литературной ипостаси позволяет Варгасу Льосе концептуально и внятно выразить свое отношение к описываемым событиям, избежав при этом прямой оценочное.

 

Последнее обновление 12.08.14 09:00
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика