Внутренняя драма с множеством персонажей
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
09.04.14 09:08

 

Пессоа исходит из концепции многомерности внутреннего мира личности, жизнь «я» понимается Пессоа как постоянная внутренняя драма с множеством персонажей. Искусство способно сделать эту драму осязаемой: в процессе творчества автор как бы расчленяет свое «я», выявляет во внешне целостной структуре личности имманентное многообразие компонентов. Каждой «ипостаси» «я» присуща своя судьба, свои отношения с миром внешним и внутренним: так возникают, начиная с 1914 г. гетеронимы Пессоа авторы стихотворений и философских заметок, полемизирующие и учащие друг друга. Поэт называет свою лирику «драматизированной», но персонажи этой драмы действуют не на театральных подмостках, а на сцене «культуры», в пространстве которой они как бы обретают целостную судьбу. Гетеронимия Пессоа в какой-то степени сопоставима с «творчеством» Абеля Мартина и Хуана Майрены — авторами апокрифических сборников Антонио Мачадо, с поэзией и прозой Фрадике Мендеша, созданного Эсой де Кейрошем и Антеро де Кенталом, с подставными авторами С. Кьеркегора и, в то же время, с воплощениями драмы сознания П. Валери — Господином Тестом, Леонардо да Винчи, Эвпалиносом. Все эти маски, множащиеся alter ego их создателей, развивались далее самостоятельно, как бы полностью объективировались, постепенно обретали плоть и кровь, наделялись не только своеобразным литературным стилем, но и собственной биографией, своеобычными чертами характера.
Создавая своих гетеронимов, Пессоа как бы переносит себя вовне, формируя иной структурно-организованный образ человека. Создание гетеронимов — это своего рода фикционалистское расщепление «я», взгляд на себя со стороны «как-бы-не-я», — означало маскарадно- фиктивный выход из замкнутости, было некоей художественной школой понимания «другого» в себе. Тексты гетеронимов (самые известные это Алберто Каэйро и два его ученика-антипода — «фальшивый классицист» Рикардо Рейш и трагический футурист Алваро де Кам-пош, а также гетеронимное «я» под собственным именем Фернандо Пессоа) возникают в попытке воссоздания устойчивого «риторического» слова.

 

Последнее обновление 13.08.14 11:38
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика