Выставка 1907
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
15.03.13 12:42

Среди откликов на выставку 1907 года еще звучат упреки в форма-листичности. Но их беспочвенность ясна каждому непредубежденному ценителю сезанновских картин. Становится все более очевидным, что преобладающие на этих полотнах формы цилиндра, шара и конуса, на основе которых, как считал Сезанн, все строится в природе, никакой самоценностью для него не обладали, а были только способом построения исключительно целостной картины мира. Гоген понял это задолго до ретроспективной выставки, еще в 1881 г. назвав искусство Сезанна поисками «точной формулы ... рецепта, как сжать повышенную выразительность своих ощущений в одном-единственном приеме»17.
Подобными поисками «точных формул» вскоре заполнится литература XX столетия, причем точность формул и выразительность ощущений (а говоря более широко — содержательная насыщенность и емкость) останутся в ней нераздельны. Поэтому заведомо тенденциозными оказались попытки в чисто формалистическом духе интерпретировать, например, Джойса или В.Вулф, романы Пруста или «Бесплодную землю» Элиота, даже произведения дадаистов или сюрреалистов, где «формула» как будто подавляет и исчерпывает собою все.

Полярно разнившиеся по своей идеологической подоплеке, эти попытки предпринимались непрерывно, встречаясь то в огульном отрицании опыта нового искусства, то в его прямолинейной апологетике. Поскольку и то, и другое происходило при молчаливом допущении, что «формула» бессодержательна, появлялись приметы явного сходства между вульгарным социологизмом и новой критикой: «вырази-тельность ощущений» игнорируется и в том, и в другом случае. Меж тем она важна не только по той причине, что без нее перемена «перспективы», происходившая в годы «художественной революции», получает превратное истолкование.

 

 

 

 


 

 

 

Последнее обновление 10.08.14 09:27
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика