Известное высказывание Ю.Тынянова
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
09.04.13 14:30

Известное высказывание Ю.Тынянова о том, что «знак примитива стоит над европейским искусством», не кажется сильным преувеличением. Действительно, интерес к примитивному искусству и сознанию, захлестнувший Европу в начале XX в., мощно проявился почти во всех искусствах, в науке, в массовой культуре. В живописи он обнаруживается в творчестве таких знаменитых художников, как Гоген (прозванный «отцом примитивизма»), Матисс, Пикассо, Нольде, Модильяни, Миро, Клее, Лам, в том числе русских — Серова, Врубеля, Шагала, Рериха, Ларионова, Гончаровой, Малевича... В скульптуре — в пластике тех же Пикассо и Модильяни, а также Барлаха, Архипенко, Мура, Джакометти. В музыкальном искусстве примитивистская тенденция наиболее ярко воплотилась в творчестве Бартока, который использовал древнюю квартово-пентатонную основу венгерской крестьянской песни и разрабатывал тему варвара («Варварское аллегро», 1911), и в музыке Стравинского, автора балетов «Петрушка» (1911), «Весна Священная» (1913), «Свадебка» (1922). Постановка «Весны Священной» в Париже труппой Дягилева стала эпохальным событием в истории балетного искусства, открывшим новый язык танца, возрождающий архаические обрядовые модели. В этот ряд также вписываются Равель, Мануэль де Фалья и крупнейшие латиноамериканские композиторы — Эйтор Вила-Лобос, Мануэль Понсе, Сильвестре Ревуэльтас. О литературе речь пойдет позже; пока же подчеркнем, что практически все авангардистские течения так или иначе опираются на иррационализм, всегда составлявший самую основу примитивизма. Что касается массовой культуры, то одним из проявлений рассматриваемой тенденции можно небезосновательно считать танго, покорившее Европу буквально за пару лет (начиная с 1910 г., когда оно стало известно в Париже от аргентинских эмигрантов) и ознаменовавшее революцию в парном бытовом танце. Еще в 1914 г. аргентинский посол во Франции возмущенно отзывался о танго как о непристойном танце, «характерном для публичных домов и трактиров низшего пошиба».

Да, именно оттуда пришло танго с его примитивно обнаженной чувственностью и открытым эротизмом и, нарушив пристойную дистанцию вальса, приблизило партнеров вплотную друг к другу. Вряд ли такая мощная экспансия самой «низовой» культурной формы в аристократический салон была возможна до того, как в Европе заявили о себе новые тенденции экзотизма, связанные с модой на примитивное искусство. Вслед за танго Европу завоевали афроамериканские музыкальные формы — блюз, соул, джаз и др. Перечисленные и многие другие факты позволяют ощутить глубокие сдвиги в культуре, психологии, мироощущении европейцев и вслед за ними американцев в начале XX в.

 

 

 

 


 

 

Последнее обновление 11.08.14 10:02
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика