В романе Т.Манна
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
22.12.13 12:05

 

В романе Т.Манна, использующем в качестве претекста легенду о докторе Фаусте, сцена сговора с дьяволом читается таким образом исключительно за счет этого претекста, актуализированного стилистическими приемами и аллюзиями. Подобное построение акцентирует два аспекта аллегорического образа: его условность и вытекающую из этой условности проблему толкования. Аллегория, в отличие от символа, исходит из релятивизма и убеждения в условности всякого означивания, определяющего произвольный характер соотнесения двух ее планов. В сцене из романа субъективный момент, присутствующий в любом толковании, удваивается и даже утраивается. Субъективное понимание героя выявляется главным образом в стилистике текста, а возникающие в нем намеки не столько подтверждают намеченную пунктиром трактовку, сколько выявляют призрачность и невнятность ее оснований и волюнтаристки-произвольный, оттого и выраженный через стилизацию текста ее характер. Над трактовкой героя надстраивается восприятие рассказчика, не способствующее объективации обсуждаемого опыта в силу маркированности его, рассказчика, характера и творческой манеры, отличающейся подчеркнутой условностью. Естественно, поэтому, что интерпретация рассказчика может не столько подтвердить, сколько проблематизировать толкование ситуации главным героем. На третьем уровне понимания — в читательском сознании, претекст выступает не как универсальный ключ, а как произвольно соединенная с конкретной жизненной ситуацией смысловая структура. Сговор с дьяволом существует лишь в сознании героя, но от этого он не становится менее реальным. Абстрактное значение аллегории от субъективации не утрачивает истинности, напротив, аллегория приобретает небывалую дотоле жизненную силу. Отвлеченные умозаключения, с одной стороны, оказываются гранью уникального, индивидуального, частного существования. С другой стороны, именно в этом, личностном своем измерении они структурируют и направляют это существование. Как не случайный может быть истолкован и сам выбор структурирующей аллегории и «поддерживающего» ее претекста: абстрактная идея, какая бы почтенная традиция за ней ни стояла, разрушает, убивает жизнь.

 

Последнее обновление 12.08.14 08:58
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика