В ритме классического потока
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
07.10.13 11:14

В ритме классического потока

 

По сравнению с новейшей прозой «поток сознания» у Джойса действительно хорошо «огранен», «прописан». Поэтому, очевидно, подметил эту излишнюю завершенность Владимир Набоков: «Мы мыслим не словами, а тенями слов. Ошибка Джойса в его внутренних монологах, от этого не менее превосходных— телесность, словесность мыслей». Ритм потока сознания в «Улиссе» изменчив. После рубленых фраз появляются страницы без единой запятой. Иногда эту вариативность можно объяснить функциональной задачей (усталость, волнение), порой смена их произвольна. Специалисты многократно подчеркивали, что внутренний монолог в «Улиссе» часто как бы не имеет субъекта. Наблюдения подтверждают, что оценочные обобщения чаще доверены герою, а гипертрофированная детализация позволяет предположить, что вмешался авторский голос.
В ритме классического потока сознания построен последний эпизод «Улисса» — «Пенелопа». Речь льется неудержимо, без единой остановки, свивая в единую нить колоритные воспоминания, нелицеприятные оценки, самодовольные восхваления. По свидетельству биографов, Джойс использовал в этом женском монологе письма своей жены, послужившей одним из прототипов Молли Блум. Хотя этот эпизод,— писал Джойс,— «вероятно более неприличен, чем любой предыдущий, мне кажется, она — абсолютно здоровая, аморальная, плодовитая и не заслуживающая доверия, завлекающая, лукавая, ограниченная, осторожная, безразличная Weib ».

 

Последнее обновление 12.08.14 08:46
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика