в «Иосифе и его братьях»
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
07.07.14 08:47

 

Пути, по которым совершается этот переход, и его логику намечает уже Т.Манн в «Иосифе и его братьях» (1933-1943). Это произведение часто называют историческим романом на мифологическую тему и выводят его за рамки собственно «мифологической» литературы XX в. Причина подобной трактовки в том, что, констатируя присутствие в мифе общечеловеческого смысла, Т.Манн тем не менее чувствовал необходимость в его гуманизации, которую он понимал как сублимацию стихийного, иррационального начала. Фактически Манн в мягкой форме отвергал культ мифа— действия. В романе Манна миф предстает как парадоксальное комплексное с современной точки зрения, но в своей собственной перспективе синкретичное и тотальное явление. Манн видит, раскрывает и использует миф одновременно как понятийную, повествовательную и обрядово-праздничную структуру. Разные стороны мифа подвергаются в романе анализу и разъятию, а сама эта парадоксальная структура ложится в основу специфической концепции литературного повествования, и, если исходить из позднейших констатации автора, идеи «нового гуманизма».
Одним из главных средств гуманизации мифа становится осмысление мифологического сознания в категориях современной психологии. Характеры персонажей романа, в особенности главного его героя, строятся личностно, и даже их собственное вполне архаическое самосознание не в силах заглушить яркой индивидуальности, к примеру, Иакова и Иосифа. Представления о первобытном коллективизме, невычлененности личностного сознания корректируются, приобретая диалектичность и парадоксальность, благодаря последовательно психологическому изображению героев. Личность утверждает и проявляет себя в абсолютно конкретном, индивидуальном, неповторимом, поскольку он разворачивается во времени, акте мышления, даже если само это мышление мифологично. Манн показывает, как человеческая индивидуальность являет и утверждает себя через «всеобщие» убеждения и представления, вопреки их над- и внеличностности. Миф предстает как специфическая точка (или угол) зрения, а не как принципиально иной тип мышления: мыслительные процессы и эмоциональные реакции человека определяются его психологией, мало меняющейся, в отличие от культурных парадигм, с течением времени.

 

Последнее обновление 13.08.14 11:42
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика