Традиция у Борхеса
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
20.03.13 18:58

Традиция у Борхеса свободно перемещается во времени, не признавая хронологии. Здесь несомненна перекличка с теорией Элиота, согласно которой писатель, перестраивая традицию, может влиять на своих предшественников. В эссе «Кафка и его предшественники» Борхес находит манеру Кафки в древней китайской литературе, у Кьеркегора, Браунинга, Леона Блуа. «В словаре критика слово «предшественники» необходимо, — пишет автор, — но ни в коем случае не следует связывать его с полемикой или соперничеством. Ведь каждый писатель создает своих предшественников. Написанное им преображает наше понимание прошлого, как преображает и будущее» .
Традиционность в широком смысле является у Борхеса свойством самой реальности, где нет ничего принципиально нового, так как любое событие — это повтор и отражение других, архетипичных событий. «Они отмечены элементами цикличности: в них словно бы повторяются или комбинируются факты из разных отдаленных регионов, отдаленных эпох». Это говорит «об особой, пока неведомой форме времени, об узоре, линии которого повторяются». Например, в новелле «Тема предателя и героя» одна и та же этическая ситуация воспроизводится в разных эпохах и странах. «Смерть в театре» происходит в историях Моисея, Юлия Цезаря, Макбета. История подражает литературе, мир уподобляется театру, становится сценой для драматического действия. Во всем присутствует игровое начало, возможность различных комбинаций, проигрываемых в бесконечной шахматной партии.

В новелле «Стена и книги» Борхес цитирует Леона Блуа: «История — это нескончаемый литургической текст, в котором йоты и точки не менее значимы, чем стихи или же целые главы, однако смысл тех и других никому не ведом и глубоко сокрыт». Таким образом, литературные признаки переносятся и на читательское восприятие, и на саму реальность.

 

 

 

 


 

 

Последнее обновление 10.08.14 09:28
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика