Теория относительности, принцип дополнительности
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
10.04.13 12:48

Открытия физики (теория относительности, принцип дополнительности и пр.) разрушали представления о соответствии формы предмета его сущности и о познаваемости мира, что опять же стимулировало стремление интеллектуалов к поиску незыблемых сущностей, способных стать опорой мятущемуся сознанию, — эти праосновы могли быть обнаружены в том числе и в архетипах первобытного менталитета. Теория Юнга о «коллективном бессознательном», имевшая большое влияние на культуру XX в., актуализировала понятие архетипа, придав ему вневременную протяженность и устойчивость; и тому же способствовала «теория пережитков» Фрэзера. Благодаря блестящим трудам этих и других ученых, архаика вторгалась в современность и обретала явственность, так что ее присутствие оказывалось возможным разглядеть за тонкой завесой повседневности.
В немалой степени примитивистская тенденция питалась иконоборческой философией Ницше, Фрейда, Шпенглера. Ницше низверг европейских богов, сотряс казавшиеся незыблемыми устои этики и морали, отринул условности цивилизации, воззвал к голосу расы, крови — его проповедь, в сущности, глубоко примитивистская, духовно сформировала целое поколение выдающихся культурных деятелей Европы и Америки. Фрейд продемонстрировал слепую силу инстинкта и относительность, подчас иллюзорность власти разума — тем самым он как никто другой способствовал развитию иррационализма и антиинтеллектуалистской тенденции в культуре XX в. Шпенглер в «Закате Европы» нанес смертельный удар по европоцентризму, составлявшему в течение двух тысячелетий основу европейского менталитета и понимания истории. «Мы, люди западноевропейской культуры, — писал ученый, — представляем исключение, а не правило.

«Всемирная история» есть наш, а не «общечеловеческий» образ мира». Теория Шпенглера обосновывала наличие совершенно иных образов мира, типов сознания, культур, столь же равноценных и правомерных, как и все прочие. Тем самым Шпенглер теоретически обосновал тот модус восприятия других культур и, в частности, произведений примитивного искусства, который стал характерен именно для XX в.

 

 

 


 

 

 

Последнее обновление 11.08.14 10:03
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика