Тенденция утопии
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
25.01.14 12:23

 

Последовательно вскрываемая в романе тенденция утопии к обобщению и абсолютизации тоже находит в нем применение. В сочетании с миметической детализацией реальности и характеров, она выводит повествование за рамки обличения отдельной утопической модели и даже утопического подхода к миру в целом; предметом исследованйя на самом высоком уровне обобщения, как и в рассмотренных выше романах Варгаса Льосы и Гессе, становится природа человека, то свойство его натуры, которое заставляет его тянуться к идеалу и утопии.
Тяготение человека к схемам и обобщениям не у всех писателей вызывает отторжение, беспокойство, тоску или, как минимум, потребность высказать некое предупреждение по поводу иллюзорности непротиворечивой и логичной картины мира. Немалое число художников воспринимают эту особенность мышления как данность и не считают зазорным ее использование. Условность и схематизм человеческого мышления играют структурообразующую роль в так называемых «формульных» жанрах (научная фантастика, детектив) и безоценочно и нерефлекторно воспроизводятся в них, утверждая упорядоченность и осмысленность человеческого бытия. Подчеркнуто схематичны, умозрительны и условны по своей структуре многие произведения А.Мэрдок, симулирующие миметические формы. Обращаясь к опыту экзистенциалистов, при помощи сложного комплекса претекстов и аллегоризма она превращает свои романы в философские эссе о природе человека. При этом писательница ориентируется на некую «золотую середину»: опираясь на данный ему разум, человек должен найти органичную для себя форму жизни (а не существования) во временном потоке.

 

Последнее обновление 13.08.14 11:35
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика