Сюрреалистическое движиние
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
17.04.13 16:48

Такое же воздействие — в чем-то сродни инициации — Латинская Америка оказала на побывавших здесь участников сюрреалистического движения — Бретона, Пере, Арто, Мишо. Европейские художники слова и мыслители уловили органически присущий латиноамериканской культуре теллуризм, а их высказывания и произведения стали мощным стимулом для развития этой тенденции. В 20-е гг. XX в. в латиноамериканской литературе формируется мощное течение т.н. теллурической прозы, которое, в сущности, сохраняется и по сей день, во многом определяя своеобразный тон и художественный код латиноамериканской литературы в целом. В русле теллурической прозы развивалось творчество писателей различных идеологических и эстетических ориентации — Р.Гальегоса, С.Алегрии, Х.М.Аргедаса, П.Неруды, А.Карпентьера, М.А.Астуриаса, Х.Рульфо, не говоря о менее значительных; кроме того, к художественным моделям теллуризма постоянно обращались и такие писатели, как К.Фуэнтес, М.Варгас Льоса, Х.Кортасар и Х.Л.Борхес. Европейский и латиноамериканский теллуризм XX в. — это не идеология, не эстетическая программа и не стилистика, а прежде всего образность и мировосприятие, примитивистские в своей глубинной сути. Теллурический тип художественного мышления создается посредством разветвленной системы взаимосвязанных и взаимообусловленных мотивов, образов, мифологем, сюжетных ходов. Не имея возможности в рамках данной статьи хоть сколько-нибудь полно выявить эту образную систему, отметим лишь некоторые ее параметры и принципиальные особенности, связанные с художественной концепцией пространства, времени и человека.


Теллурический художественный образ пространства выстраивается на базе переосмысленной, как бы «перевернутой» христианской дихотомии «верх» — «низ» («небесное» — «земное»), «Верх» для художника становится либо несуществен, либо враждебен, поскольку он противопоставлен земле, ассоциирован с современной цивилизацией западноевропейского типа, христианством, рационализмом; отсюда возникают устойчивые негативные характеристики неба, солнца: «глухое», «тяжелое», «бесчувственное», «злокозненное», «жестокое», «бессмысленное».

 

 

 

 


 

 

 

Последнее обновление 11.08.14 10:30
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика