Состязаться с реальностью
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
13.03.13 09:30

«Перспектива» радикально перестраивается не только в пространственном, но и во временном отношении. Исчезает характер, понимаемый как «чеканное воплощение личности». Исчезает развернутый сюжет, замененный «психологическим пуантилизмом». В таком искусстве происходящее заменяется переживаемым. В нем важно только присутствие персонажей, менее всего сводимых к социальным типам или хотя бы психологически узнаваемым жизненным прообразам. Наконец, исчезает и внутреннее движение: в другой своей работе Ортега остроумно заметит, что «Пруст доказал необходимость движения, создав роман, разбитый параличом».
Вместе все это и составляет конкретное содержание «дегуманизации», или же осознанного отказа художника «состязаться с реальностью», предпочитая «ирреальность» («конструктивизм», по терминологии Федотова, «частоту вибраций», по Рильке).

Критики Ортеги, указывая на некоторые несомненные изъяны его концепции (например, отождествление нового искусства с чистой развлекательностью вроде спортивных зрелищ), имели в виду по преимуществу то обстоятельство, что ею охватывается далеко не все многообразие художественных исканий начала XX в. Однако Ортега и не подразумевает универсальность и всеохватность феномена «дегуманизации» — он просто указывает на то новое, что возникло в искусстве XX в.

 

 

 

 


 

 

 

Последнее обновление 10.08.14 09:25
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика