Смысловая неустойчивость
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
03.03.14 08:22

 

Конечно, смысловая неустойчивость, многозначность концепта барокко в определенной степени связаны с тем, что при исследовании барокко исторического «одновременно усваивались и обрабатывались разные понятия «барокко» — понятия с разным объемом и различным генезисом: понятие историко-культурного типа, идущее от Якоба Бурхардта; историко-типологическое понятие, сформованное Генрихом Вельфлином, понятие «эпохи барокко», понятие барочного стиля — в последнем, очевидно, уже ощутимы результаты конвергенции понятий с различным происхождением»28. К тому же первоначально под названием барокко фигурировал целый комплекс явлений постренессансной культуры, расчлененный в последующей исследовательской рефлексии на явления маньеристские и собственно барочные. В художественном же сознании XX в., да и в большинстве исследований, сополагающих культуру XX в. с культурой века XVII и барочное, и маньеристское значительно дольше описывались словом «барокко».
Вообще в исследовательском соположении барокко с различными явлениями культуры XX в. (а словесности в особенности) наблюдается своеобразное умножение фактора «субъективной позиции исследователя». Субъективность оценки современной литературы накладывается на субъективный выбор той или иной модели барочной эпохи, которая естественным образом несет следы субъективной позиции своего создателя. Барокко упоминается в связи с порой диаметрально противоположными явлениями литературы XX в. Проявления барочности (барочного стиля, барочной картины мира, семиозиса) усматриваются в творчестве Р. М. Рильке, Ф.Кафки, С.Георге, Б.Брехта, К.Вольф, Ш.Бодлера, П.Клоделя, множества латиноамериканских и испанских авторов; в футуризме, экспрессионизме, «новом романе» и т.д. Недостоверность подобных сопоставлений состоит не только в том, что во многих случаях определение «барочный» применяется к текстам никак на барокко не ориентированным, не запрограммированным на прочтение в соотнесенности с традицией барокко. Но при этом еще и не учитывается, тот факт, что художественно-философский образ барокко, с которым оперируют многие авторы XX в., порой вовсе не соответствует научной концепции барокко, хотя и обладает своими устойчивыми смыслами, раскрывая особенности преломления традиции в сознании XX в.

 

Последнее обновление 13.08.14 11:36
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика