Скульптура негров
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
10.04.13 13:11

Если в 70-80-е гг. XIX в. антропологи рассматривали примитивное искусство исключительно как этнографический объект и определенный технический навык (Э.Тэйлор, А.Хадсон, С.Рид, Г.Семпер), то в 90-е гг. появились знаменательные работы А.Хейна (1890,1891) и
A.    Ригля    (1893), в которых образцы примитивного искусства впервые изучались в качестве эстетических объектов. Эту тенденцию в науке стимулировали художники (Пикассо, Брак, Гри), открывшие для себя в начале XX в. красоту африканской скульптуры. В книгах
B.    Воррингера    (1907, 1912) и Л.Фробениуса (1910) уже говорилось о громадной эстетической значимости и величии африканского искусства. Свой вклад в его прославление внесли и русские ученые — К.Эйнштейн книгой «Скульптура негров» (1915), принесшей автору широчайшую известность, и В.Матвей книгой «Искусство негров» (1919)9. В двадцатые годы появилось несколько нашумевших исследований, неумеренно превозносивших искусство примитивных народов и ностальгически противопоставлявших его «выморочному» современному искусству. Как видно, в данном случае уместно говорить о примитивизме даже в сфере науке, рожденном на волне художественной моды. Следует подчеркнуть, что в XX в. этнография и антропология приобрели такое значение, какого они не имели веком раньше. Широкий интерес и общественный резонанс вызывали знаменательные труды о примитивном сознании А.Ван-Геннепа, Ф.фон Люшана, А.Демэзона, М.Гриоля, М.Делафосса, А.Кассирера, К.Леви- Стросса, М.Элиаде и др.

В контексте данной статьи важно выделить одну, самую общую тенденцию упомянутых работ. Если во всей предшествующей науке, художественной и документальной литературе сознание «примитивного человека» рассматривалось в системе европейских критериев, то есть как некий аналог европейского сознания с теми или иными отличиями, то в XX в. его начали изучать как другое сознание, качественно отличное, цельное и самоценное в своей особости. Такой подход был возможен при условии отказа от европо-центризма. Все это не могло не сказаться на художественных трактовках образа дикаря.

 

 

 

 


 

 

Читайте про Зенит за границей на сайте mdfan.ru. Фанаты клуба отправляются даже за границу на игры любой команды.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика