Румынский скульптор К.Бранкузи
<
Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 
15.03.13 12:30

Нельзя не учитывать, что в разных национальных культурах интенсивность перемен чувствовалась неодинаково. Лидерство, несомненно, принадлежало Франции, куда художники, тяготеющие к принципам нового искусства— как Пикассо, Стайн, Стравинский, Модильяни, или румынский скульптор К.Бранкузи, — устремляются со всех концов света. Нельзя и абсолютизировать саму исходную дату, за которую мы принимаем 1907 г. (выставка Сезанна, первое кубистское полотно Пикассо, первый дягилевский сезон в Париже). «Взрыв» подготавливался не один год, и та же сезанновская выставка была скорее ретроспективной, сами же эти новаторские работы создавались еще с 1871 г., и «Авиньонские девицы» не были бы написаны без предшествующих «голубого», «розового» периодов. Точно так же прустовский роман очень во многом подготовлен эстетическими принципами да и непосредственно творчеством (особенно поздним) Флобера, а драма XX в. имеет своими прямыми предшественниками Чехова, Стриндберга, Метерлинка, тогда как поэзия нового столетия вступает в самый активный диалог с Бодлером, с Уитменом. Представления о «разрывах», которым определяются в культуре отношения между XX и XIX вв., и фактологически, и по существу — сильное преувеличение.


Однако и попытки прочертить плавную линию преемственности были бы столь же неубедительными. Если не «разрыв», то, во всяком случае, очень значительный сдвиг действительно произошел в указанное десятилетие. Не осознав этого, невозможно определить черты XX в. как литературной эпохи.

 

 

 

 


 

 

 

Последнее обновление 10.08.14 09:26
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика