Религиозная проблематика
<
Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 
02.01.14 12:15

В этом напряженном единстве риторического и миметического начал заявляет о себе парадоксальность строения, которую можно было бы назвать жанровой характеристикой «католического романа». Объединяет два начала диктуемое риторической традицией предпочтение убедительности перед логичностью. Новое видение мира и новое ценностное и смысловое наполнение частных явлений заставляет авторов искать баланс между вытекающим из Них миметическим строением образа и более привычной для риторического контекста типичностью и условностью. Парадокс формы отражает парадокс содержательный: с точки зрения авторов, надо верить (и быть приверженцем определенной церкви), чтобы разглядеть божественный промысел в суетном мельтешении повседневного существования, только вера избавляет человека от ощущения непостижимости бытия. Миметический образ, как никакой другой, позволяет подчеркнуть индивидуальный и личностный характер любого религиозного опыта. Характерный пример предлагает «Клубок змей», трактующий проблему благодати сквозь призму восприятия окружающих. Религиозная проблематика дважды (на уровне решения характера главного героя и на уровне реакций членов его семьи) «растворяется» в психологической.


Как уже было сказано, ничто не мешает человеку, воспитанному в иной традиции, или вовсе неверующему, прочитать «католический роман» как целостное и законченное произведение, несмотря на непонимание его религиозного смысла. Едва ли найдется читатель «Клубка змей», пусть даже совершенно не знакомый с традиционным католическим учением о Божественной благодати, который не заметил бы критического отношения автора к буржуазной действительности и сочувственного — к главному герою. Допуская различные идеологические истолкования сюжета, «католический роман», можно сказать, воплощает в жизнь декларированную (впрочем, несколько позже) в «Чуме» Камю мысль о принципиальной возможности взаимопонимания между всеми людьми «доброй воли», несмотря на различия в убеждениях. Риторическая условность и типизация, как будто «снятая» миметическим характером повествования, неожиданно вновь заявляет о себе в явной утопичности подобного обобщающего взгляда на человечество. К тому же, возникает интересный контраст с пессимистическим взглядом на современное общество, выраженным сюжетно и в «Клубке змей», и в других «католических романах». Сам Мориак в религиозной перспективе в данном случае стремится к проблематизации не возможности истолкования, а его правильности — автор ставит под сомнение не осмысленность человеческой судьбы как таковую, а способность окружающих правильно ее понять. В этом жанре аллегория вновь подтверждает свои возможности как весьма тонкого и современного выразительного средства, а миметический характер повествования наделяет ее еще одним новым оттенком: полемическая заостренность дополняется эмоциональностью. Свойство вполне парадоксальное для тяготеющей к условности (на уровне внешнего воплощения) и абстрактности (на понятийном уровне) фигуры.

 

Последнее обновление 12.08.14 08:59
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика