Разрыв с традицией
<
Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 
09.03.13 12:23

Например, то, что всегда выглядело как разрыв с традицией (комплекс «авангардизм— модернизм»), в свете еще более радикальных изменений во второй половине XX в., особенно на его исходе, может быть понято по-другому. Ведь во второй половине XX в., после мощного цветения авангардистской и модернистской литературы радикально изменяется положение искусства, литературы — в каноническом понимании — в составе культуры, их соотношение с иными областями гуманитарного творчества. Ситуацию в культуре стали определять такие явления, как выход на первый план «массовой» литературы, искусства и передвижение на периферию «высокой» традиции, обнаруживающей признаки усталости, торможения, утраты контакта с читателем (парные структурализму и пост-структурализму «новый» и «новейший» роман, открывшие эпоху «текстов»); на место собственно художественности приходит гибридный дискурс, соединивший литературу с философией, культурологией, литературоведением; под большим вопросом оказались такие ключевые понятия классической эстетики, как художник, художественное творчество, художественное произведение, эстетическое и т.п. Было бы неверным сказать, что художественная литература — в каноническом смысле — исчезла, но невозможно и не отметить, что и в «числе», и в качестве, и в значении для общества ее становится все меньше, а понятие «художественное открытие» практически не работает.


Кризис логоцентризма, пост-история, постмодернизм, цивилизационная, культурная и эстетическая пограничность, «экранная революция», алгоритмическая эстетика — эти явления, без сомнения, во многом определили контекст западной литературы конца XX в., и это новая ситуация, действительно подводящая черту под канонической, или классической, эстетикой. Из нее по-иному видится культурно-литературная динамика XX в. Так, в частности, породившие основную «сумму» художественных открытий закончившегося столетия авангардизм и модернизм предстают не как радикальный разрыв с классическим искусством, а как его завершение и исход, «взрыв», дробление на множество «осколков», предвестие литературы «текстов», после чего и наступает период художественной рефлексии об обретенном опыте на всем историческом цивилизационном пространстве Запада (постмодернизм) и смены эстетической парадигмы (виртуальное творчество)...
В заключение повторим, что развитие мировой культуры, и литературы в частности, открытое в будущее с неясными перспективами, с неизбежностью будет менять ретроспективу — картину литературной эпохи XX века. В этих изменениях, собственно, и содержится единственный залог ее нового понимания.

 

 

 


 

 

 

 

Последнее обновление 10.08.14 09:32
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика