Пучка смыслов
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
01.04.13 10:43

Весьма показательно разительное пристрастие авангардистов к анималистским мотивам. Процесс деиндивидуализации, деперсонализации и дегуманизации человека оборачивался антропоморфизацией и более того — онтологизацией мира животных.В этом смысле живопись Филонова составляет пластический аналог поэзии Заболоцкого; в свою очередь, «Лицо коня» («Столбцы») просвечивает в записи Пришвина о редкостности дара «видеть лица у диких животных и растений». Дар этот был в высшей степени присущ Хлебникову, певцу «восстания природы», своеобразно проявлялся в работах «лучистов» Ларионова и Гончаровой, пластически реализовавших поэтику «пучка смыслов» («Петух», «Голова быка»). «Звериные рассказы» характерны для поэтики «Серапионовых братьев», стремящихся «делать вещи»; Асеев, Есенин и Маяковский с его «звериками» оказываются в одном ряду с П.Нерудой — издателем журнала «Зеленый конь». И очень не случаен тот факт, что А.Крученых обратился к теме «Маяковский и зверье», где проследил эволюцию от интимно-животной человечности к агрессивно-бездушной «технизации». В свою очередь поэтическая энергийность «красного коня» Петрова-Водкина единосущностна серии «синих», «красных» и «желтых» коней Ф. Марка, писавшего: «Есть ли для художника более занимательная мысль, чем вообразить себе, как отражается природа в глазу животного? каким видит мир лошадь? или орел, овца или собака?» . Эта же мысль ощущается и в небольшой сюите П.Элюара «Животные и их люди, люди и их животные» (1920) и во «Внутренних животных» (1920) пуэрториканского поэта-авангардиста Л.Палеса Матоса. Бразильские авангардисты с чрезвычайной серьезностью отождествляют всю нацию то с черепахой, то с тапиром. Наконец, остается только назвать —- по-скольку эта огромная тема заслуживает обстоятельного рассмотрения — образ быка у испанского поэта М.Эрнандеса, в котором содержится квинтэссенция авангардистского художественного сознания.


В этом пристрастии, так же как и в обращении Пикассо к образам быка, минотавра, фавна, сказывалась жажда воссоздания абсолютных ценностей Золотого века, причащения примитивно-животворному началу.

 

 

 

 


 

 

 

Последнее обновление 11.08.14 10:07
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика