Произведения Пруста
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
13.03.13 08:38

Те качественные изменения, которые знаменуют собой на фоне Толстого проза Чехова, а затем произведения Пруста и писателей его школы, собственно, и положили начало XX в. в литературе.
Это еще не крах старых форм и былого чувства мира. Еще пред-принимаются усилия сохранить утрачиваемую цельность, непрерывность воссоздаваемого человеческого опыта, или хотя бы удержать ее в памяти, как у Пруста. Но эти усилия слабеют год от года. Искусство не может противоречить жизни, а в жизни «человек, стержень мира, разбился на поток переживаний, потерял центр своего единства, растворился в процессах». В жизни нарастают «огромные технические и социальные энергии, которые ... грозят раздавить человека в столкновении безличных коллективов и разрушительных материальных сил». А искусство отзывается на происходящее тем, что своим идеалом избирает «конструктивизм»: полную объективность, полное преодоление «психологизма», «изгнание душевного», насколько такое возможно.
Хронологически это 20-е годы. Вот когда «искусство мертвых реальностей» становится если не доминирующим, то наиболее аутентичным духу нового времени, а «XX contra XIX» выглядит свершившимся фактом. Новое искусство противостоит исчезнувшему своей «волевой напряженностью», своей «мрачной жестокостью», но, прежде всего тем, что и возникнуть-то оно могло лишь «на развалинах мира духовного, мира человеческого и животно-природного».

Своим особенным «ладом, ритмом, согласием» оно, по мнению Федотова, выразило мертвенность бытия, лишившегося Бога, и сочло объективность своего свидетельства о таком бытии самодостаточной.
Естественно, что с позиции религиозного мироощущения подобная трансформация искусства могла восприниматься только как катастрофа.

 

 

 

 


 

 

 

Последнее обновление 10.08.14 09:23
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика