Продолжателями Жане
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
11.12.13 13:15

Продолжателями Жане

 

Продолжателями Жане в области исследований «автоматического письма» были Жозер Бабински (чьим учеником считал себя Бретон) в клинике Сальпетриер, а также Альфред Бине, который считал, что по автоматическому письму можно диагностировать распад сознания.
Вспоминая несколько десятков лет спустя о «Магнитных полях», Бретон и Супо называют разных «предшественников» своего метода. Бретон ссылается на Фрейда. Супо упоминает Пьера Жане, о котором в первом «Манифесте сюрреализма» не было ни слова. Соперничество и вражда двух бывших друзей, которые навсегда разошлись уже с 1924 года? Скорее, «идеологические» соображения. Супо просто вспоминает эпоху, с характерными для нее веяниями и модами. Бретону же важно придумать именно новый лозунг, который отличился бы от всего «традиционного». Этим «лозунгом» и становится имя Фрейда, которое в шовинистской атмосфере послевоенной Франции имеет также и «антипатриотический» смысл. Парадоксальным образом (вопреки собственно психотерапевтической задаче) Фрейд оказывается для Бретона одним из воплощений «абсолютного бунта»: согласно концепции сюрреализма, Фрейд «освободил бессознательное».
Для сюрреалистов — это освобождение латентного, уже имеющегося в памяти содержания. Сюрреалистам важно такое «бессознательное», которое было бы обращено «в будущее». И здесь им на помощь приходит уже не Фрейд, а исследователи парапсихологии — Флурнуа, Мейер, о которых Бретон пишет в «Автоматическом послании», или метапсихолог Шарль Рише. И тогда открывается новый ряд «предшественников» автоматического письма.
Напомним, что «автоматическим письмом» назывался и один из спиритических способов общения с умершими. Сам Бретон кстати изначально говорил о том, что позаимствовал понятие автоматизма у медиумов, но всегда настаивал на сугубо «материалистическом» применении его к сюрреализму. Действительно, состояние расслабленности при начале письма, а также транс, в который поэты должны впадать в процессе письма, галлюцинации, напоминают состояние медиума, о чем Бретон пишет в «Автоматическом послании». «Материализм» заключался в понимании «источника» письма: «уста тени» (см. В.Гюго) — это уста самих сюрреалистов, ибо источник их творчества в них самих.

 

Последнее обновление 12.08.14 08:57
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика