Проблема «барочности»
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
15.02.14 07:54

 

Заметим, что практически одновременно с появлением первых исследований барокко исторического — в 1870-1890-е годы — ставится проблема «барочности» новой литературы и искусства. Сопоставление как бы обращено в обе стороны: новое искусство определяется через барокко, уподобляясь ему, и, одновременно, уподобляет барокко себе, тем самым постоянно модернизируя его. Позднее даже утвердится мнение, что освоение, «открытие» барокко, по сути, являлось систематическим описанием таких качеств искусства XVII в., которые стали заметны на фоне современного искусства, а образ барокко изначально выстраивался как преображенный иллюзией истории образ современности.
На рубеже XIX-XX вв. постренессансное барокко и современная культура не столько сополагаются, как похожие и различные одновременно, но отождествляются, описываются в единой понятийно-категориальной системе. Начало такому сопоставлению-отождествлению было положено не в литературе или литературной критике, а в философских построениях едва ли не самого читаемого автора того времени — Ф.Ницше; причем само употребление им слова «барокко» в терминологическом качестве должно было принести новому понятию широкую известность.
Ницше, обратившийся к характеристике барокко в эссе «Человеческое, слишком человеческое» (1876, опубликовано в 1878), унаследовал термин и отрицательное отношение к барокко от Я.Буркхардта. Из рассуждений Ницше вытекает, что барокко знаменует перевес музыки над пластическими видами искусств, победу искусства «настроения» над «символизмом линий и фигур», отвыкание от «звуковых воздействий риторики». Рядом с осторожным упоминанием о стиле барокко возникают также рассуждения о «глубоком внутреннем движении», о «потребности выразить интимнейшие движения души». А собственно в новой музыке, которая, по мнению Ницше, является своего рода переводом на язык иного искусства того, что было характерно для «пластических искусств», не принадлежащих к Античности и Ренессансу, «властвует... аффект, наслаждение повышенным, напряженным настроением, желание жизненности во что бы то ни стало, быстрая смена ощущений, резкая рельефность света и тени, сочетание экстаза с наивностью». Выделяемые особенности вполне вписываются в создаваемый (с естественным снятием всех отрицательных коннотаций) на протяжении XX в. образ барокко — это и «музыкальность» или не-пластичность, и контрастность, и динамизм. Не преминув воспользоваться удобным термином, Ницше сразу же употребил его не только при описании периода исторически определенного — начала музыкального «контрренессанса», но транспонировал дух барокко на новую музыку, на «вагнерианство», в критику которого философ, порвав с ним, погрузился.

 

Последнее обновление 13.08.14 11:36
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика