Природа - источник высшей мудрости
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
13.04.13 12:17

В примитивистской философии природа, помимо прочего, представляется источником высшей мудрости (отсюда мотив «книга природы») в противовес «ложному» интеллектуализму. Примитивистский антиинтеллектуализм, существующий в системе оппозиций «голова» — «тело» («сердце»), «разум» — «чувство», подпитывался библейским мотивом грехопадения, с его противопоставлением знания (запретный плод) счастью (земной рай). Впрочем, чаще в примитивистской традиции противопоставляются два типа познания: «естественное», руководимое сердцем, чувством и инстинктом, и «искусственное», которое мыслится препятствием на пути единения с природой. Распространенный мотив docta ignorantia подразумевает возможность приобщения к высшей мудрости посредством чувственного познания мира.
В противовес «испорченному цивилизацией» современнику, формируется образ «доброго дикаря» — основная модель примитивистского положительного героя. Она наметилась еще в древнегреческой (скифы) и в римской традиции («Германия» Тацита); запечатлелась в средневековой культуре (индийские брамины); обрела чрезвычайную актуальность в XVI в. в связи с открытием Нового Света и развернувшейся широкой полемикой об индейцах; достигла цельности и завершенности в «Опытах» Монтеня (гл. XXXI «О каннибалах»), а затем вошла в художественную литературу (в особенности романтическую), где лишь обрасла новыми подробностями (дикарь — прирожденный поэт, музыкант, оратор, философ).

Аналогом «доброму дикарю» часто выступает ребенок, причастный в силу своей неискушенности к естественной добродетели и «мудрости незнания».

 

 

 

 


 

 

Последнее обновление 11.08.14 10:03
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика