Принцип тождественности
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
16.06.14 10:04

Принцип тождественности

 

В «Поминках по Финнегану», исходя из принципа тождественности, следуя «дорогой Вико», Джойс шел к поискам закономерностей, определяющих движение человечества. «Колесо истории» должно было объяснить чередование упадка и возрождения, падения и воскресения как парадигму повторений пройденного пути, на котором за смертью следует новая жизнь: «Все, что сделано, предстоит делать снова и снова, наступит день горя и, ох, ты обречен, пришел день радости и, ах, ты на взлете».
«Новая наука» занимает в «Финнегане» место, близкое тому, которое в «Улиссе» занимала «Одиссея». С помощью идеи циклического возвращения Вико, выступающей в качестве главного средства внутренней организации произведения, Джойс структурирует чрезвычайно пестрый художественный материал, подчеркивая тем самым универсальность ситуаций человеческого существования. Извечная ситуация («здесь и сейчас» как «везде и всегда») в «Улиссе» закреплялась с помощью одной мифологической модели, в «Финнегане» идея цикличности распространяется на множество личностей и событий, как мифологических, так и исторических. Вся история человечества представлена как парадигма любого данного момента. Подобно концентрическому с неизбежными повторами построению «Новой науки» — внутри каждой из трех ее частей, соответствующих трем эпохам, содержатся элементы других эпох и одновременно вся модель исторического развития, — Джойс создает «циклологический», как определяется в тексте, роман.
Следуя исторической мифологии Вико, Джойс разделил «Финнегана» на четыре книги. Первая книга соответствует божественной или доисторической эпохе Вико, в которой действуют титаны. Вторая — героическая или мифологическая, третья — человеческая или историческая. После третьей эпохи наступает то, что Вико называет ricorso или возвращение к божественной эпохе. В «Финнегане» ему посвящена четвертая книга, ею завершается кольцевая композиция произведения, отсылающая к его началу.
Повторяющаяся цепь событий: смерть — помкнки — погребение и воскресение, претворяющая идею Вико о движении истории по кругу, как и в мифе не имеет начала и конца; точнее, начало приводит к концу, а конец возвращает к началу. Круг замыкается от слов «Нет больше Финна» в первой главе до «Финн опять» в семнадцатой, последней. Слово «опять» («again»)— ключевое в романе, в котором все происходящее подкрепляет афоризм типа «однажды случилось и может случиться опять». Оно вписано и в многозначное заглавие романа— «Finnegans Wake», в котором и в слове «V/аке» обыгрывается его двойное значение — поминки и пробуждение. Название таким образом прочитывается не только как «Поминки по Финнегану», но и как «Финн опять пробуждается». Первая и последняя фразы романа— начальная продолжает заключительную, прерванную артиклем, — также подтверждают фиктивность самой концепции начала и конца.

 

Последнее обновление 13.08.14 11:41
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика