Приблизительный человек
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
26.08.13 10:07

Сюрреализм, наследник дадаизма, столь же яростно прокламирует иррационализм и антиинтеллектуализм (в этом смысле программный характер носит заглавие поэмы Т.Тцара «Антиголова») и вновь обрушивается на языковой канон. В «Трактате о стиле» (1928) Л.Арагон открыто заявляет о своем намерении «затоптать ногами синтаксис», внедряя в текст «фразы ошибочные или неправильные, несоединимость частей между собой, забвение уже сказанного, непредусмотрительность относительно дальнейшего, разногласие, невнимание к правилам, каскады, неправильности». Однако сюрреалисты нашли свой путь борьбы с разумом и с системой языка — погружение в подсознание. Знаменитое автоматическое письмо сюрреализма подразумевает, по словам Бретона, художественное творчество «вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений». Такое письмо в определенной степени аналогично словесному творчеству типа якутской импровизации, когда в неупорядоченном потоке самовыражения сливаются образы внешнего мира, мифообразы, внутренние переживания, воспоминания, любые приходящие на ум ассоциации и т.п. Автоматическое письмо призвано убрать из сознания художника многовековые напластования культуры, чтобы дать ход из подсознания неким первичным пластам образности и мировосприятия.

Поэтому его по праву можно назвать письмом примитивистским, инструментом актуализации архаического субстрата сознания. Давно подмеченная исследователями очевидная общность многих образов поэзии Бретона, Элюара, Арагона, Тцара свидетельствует о том, что эти образы извлечены не столько из индивидуального, сколько из коллективного подсознания и представляют собой юнговские архетипы. Весьма показательным в этом отношении является самое репрезентативное произведение сюрреализма— поэма Т.Тцара «Приблизительный человек» (1925-1930).

 

 

Последнее обновление 11.08.14 10:48
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика