Познание барокко
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
13.03.14 07:04

 

Познание барокко— наиболее полного выражения фаустовской души — в культурологии Шпенглера соотносится с познанием перво- истоков. Но культурный идеал Запада предстает в его завершенном, неповторимом и невозобновимом виде: Шпенглер создает статическую модель динамичной системы, подчиняя бесконечность барокко логике неизбежного превращения культуры в цивилизацию. Однако созданная им мифологема самоосуществления западной культуры как бы отстраняется от своего «автора». Изначальная телесная самоограниченность аполлонийства предполагает завершение, а бесконечность становления фаустовской души (и барокко) завершению противится.
«Барокко» Д'Орса также управляется единственным стремлением — связать современность (себя — личность, всецело принадлежащую к современности) с первоистоками: «Эта книга могла бы быть названа романом, автобиографическим романом. В ней будет рассказано о приключениях человека, издавна влюбленного в одну категорию», причем неоплатоническая «влюбленность» в категорию метафорически реализуется в понимании барочности как «Вечно Женственного» начала, классики — как мужского. Эон барокко и есть путь к первоначалу мира: как говорится в Предисловии, эта «категория живет в стране тоскующих о далях Потерянного Рая».
Зоны классики и барокко, одновременные в вечности, являются на театре истории раздельно. Барокко как таковое принадлежит предыстории, первое же явление классики происходит с началом культуры — в эпоху Античности. Понятие предыстории получает у Д'Орса различные истолкования. Это и реальное начало эволюции человеческого мира, предыстория — это исток истории. Но предыстория постоянно соседствует с историей: в современном мире заряд примитивно-барочного несут в себе все этносы, которых так до сих пор и не коснулся «эон» классики. Предысторию или барокко несет в себе каждый человек, в том внутреннем хаосе, который сковывается «пленкой»— границами разума. Классицизм, по Д'Орсу, вообще соответствует уровню сознательного, барокко — бессознательного, а также патологическим проявлениям: шизофрении, раздвоению личности. Предыстория и история, барокко и классика сменяют друг друга в каждодневном ритме человеческого существования, в переходах от сна к бодрствованию. Однако их смена не подразумевает встречи, Д'Орс подчеркивает изначальную неслиянность двух эонов, перехода между которыми не существует, они всегда отделены друг от друга некоей границей.

 

Последнее обновление 13.08.14 11:37
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика