Мы живем в период постепенного уничтожения
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
22.04.14 08:14

 

Мир ускользающих, исчезающих образцов и «образов» заботливо создается культурой XX в., завершающей себя в изобретении иллюзорных точек опоры в хаосе. «Мы живем в период постепенного уничтожения привычного нам образного видения. Возможно ли вообразить себе мир, который нельзя потрогать, где нет фигур, нет их соотношений, где понятие «местоположение» уничтожено понятием «движение»? Физики пытаются справиться с этими сложностями с помощью еще больших сложностей», — эта реплика звучит из цитированного диалога Поля Валери «Навязчивая идея или Двое у моря», предваренного, как известно, цитатой из JI. де Гонгоры, сама «неправильность» которой является своеобразным «диалогом» с одним из крупнейших писателей XVII в., иллюзорным исправлением барочной деформации устойчивого образа мира, результат которой пытаются осмыслить герои диалога. Но суть в том, что идея движения, изъятая из эпиграфа, организует весь образный строй диалога: это и перемещение одного из участников диалога в «пространстве», его невольная постоянная жестикуляция; это и «колыхание растревоженной морским ветром листвы», и плеск морских волн, и бесконечный «поток» сознания — субстанции текучей и неуловимой. Болезненно-неустойчивым оказывается и внутреннее состояние безымянного героя, погруженного в странное состояние психологического неразличения «миражей» и «яви», вызванное преследующей его «навязчивой идеей» или «устойчивой мыслью». Это словосочетание представляется собеседнику героя— доктору— абсурдным («мысль невозможно удержать на месте», «неподвижность» противоположна мысли), своего рода оксюмороном, дополняющим оксюморно-контрастное устройство окружающей собеседников реальности: природной, на фоне которой звучат их реплики, и словесной, выстраивающейся в их диалоге. Здесь глянец листвы, подвижная, но ровная поверхность моря, правильные кубы волнолома соседствуют с «нагромождением каменных глыб, ощерившихся то острым зубом скалы, то зияющим провалом». Порядок и беспорядок, логика и алогизм точно также соседствуют в репликах героев, но конечным пунктом их рассуждений является потребность в достижении ясности; смысла как такового, который невозможно облечь в единственный образ, но которому, по доктору, необходима форма. Стремление к оформленности и закрепляется в эпиграфе к диалогу, являющем собой своеобразный симметрический объект, стремящийся к завершению, предопределенному неверной цитатой из Гонгоры, но не способным это завершение обрести.

 

Последнее обновление 13.08.14 11:39
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика