Портрет художника в юности
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
30.05.14 08:46

Портрет художника в юности

 

Одновременно с тем, как Йейтс продолжал создавать и окончательно оформлять свою личную мифологию, Джойс писал не только «Улисса», но и «Поминки по Финнегану», в которых поэтика мифа претерпевала радикальное изменение. Джойс уже принадлежал новому поколению (с классической разницей почти в 20 лет) и новой литературной эпохе.
Внешне это различие обозначилось в стиле и в самом понимании стиля. Для символистов стиль поэзии был стилем жизни (Ст.Георге). Йейтс, хотя и не столь прямолинейно, выражал сходную мысль, когда писал, что его стиль — это он сам. «Переделывая» себя, он «переделывал свой стиль», хотя до конца жизни придерживался мнения, что 20 тт    „
«стиль — нечто почти неосознанное» . Джойс же с самого начала с предельной сознательностью «создавал» стиль своей прозы, который передает не столько личность художника, сколько предмет им преображаемый. Поэтому Джойс так легко переходил от одного стиля к другому в соответствии с возрастом героя («Портрет»), литературными эпохами («Улисс»), разным временем суток, сумеречным или пробуждающимся сознанием («Финнеган»). Художественные поиски Джойса направлены на выявление универсального смысла единичного жизненного опыта и эмпирической действительности. Он прошел тот путь, который позже Т.Манн определил как «натурализм, возвышающийся до символа и перерастающий в миф».
В романе «Портрет художника в юности» (1916) ассоциация протагониста с мифологическим персонажем, имя которого он носит, также отвечает символистским традициям. Дедал, необычная для ирландцев фамилия, ощущается Стивеном как знак его судьбы. В структуре же повествования эта параллель остается на периферии. Целостность картины, состоящей из отдельных статических эпизодов, соответствующих возрасту героя, начиная с первых младенческих ощущений, достигается характерным для символизма двойным видением, сопряжением мысли, родившейся «сейчас», с эпизодами, всплывающими из памяти. Этот принцип сформулирован в «Улиссе»: «В минуты высшего воодушевления <...> сливаются воедино тот, кем я был, тот, кто я есть, и тот, кем мне, возможно, предстоит быть. Итак, в будущем, которое есть сестра прошлого, я, может быть, снова увижу себя сидящим здесь, как сейчас, но глазами того, кем я стал».

Последнее обновление 13.08.14 11:40
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика