Пересоздание человечества
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
26.03.13 17:22

Высказываний на эту тему великое множество в разных культурах, и одно из самых ранних принадлежит А.Белому (1909): «Последняя цель культуры — пересоздание человечества... культура превращает теоретические проблемы в проблемы практические... самую жизнь превращает она в материал, из которого творчество кует ценность.»6 Но все-таки: что было вначале — разрушение или созидание, отказ от старого или утверждение нового? Кандинский в 1912 г. в «Синем всаднике» утверждал, что оба процесса — «Разрушение бездушной материальной жизни XIX века... распад и самораспад его на отдельные составные части» и «Построение душевной, духовной жизни XX столетия» — являют собой две стороны одного движения.
В действительности эпатажно нигилистичный авангард не только строился на прочнейшей традиционной основе, но и попросту не мог состояться без мощной архаико-традиционалистской тенденции. И если архаика нужна была для того, чтобы «очиститься от наслоений прошлого» и в своем стремлении к первобытному адамизму сливалась с утопико-эсхатологической тенденцией, то классика и традиция были необходимы как строительный материал, который неизбежно входил в кладку здания будущей культуры. Этому вопросу посвящена любопытная книга Мих.Вайскопфа «Во весь логос. Религия Маяковского».

Но, по-видимому, проблема эта все же остается мало разработанной. Возможно, здесь значим сам момент стыка, пограничности, встречи двух культурных семиосфер, двух парадигм — ведь именно пограничье, ситуация переходности рождает новые смыслы. И не случайно самый рационалистичный из всех -измов (при всем своем декларативном иррационализме) — сюрреализм — культивировал мифологему встречи как смыслопорождающий момент.

 

 

 


 

 

 

Последнее обновление 11.08.14 10:05
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика