Возможности «риторического» анализа
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
06.12.13 12:27

Впервые о возможности «риторического» анализа сюрреалистических текстов заговорил Майкл Риффатерр, чьи статьи стали своеобразной «классикой» для всех, кто изучает сюрреализм. Майкл Риффатерр опирался на понятие «развернутой», метафоры («la metaphore filee»). Рассмотрим, для примера, с точки зрения метафорического «развертывания», хотя бы один небольшой отрывок из четвертого текста сборника. Птицы, теряющие форму и цвет превращаются в пауков, с их «обманчивым существованием» — почему «обманчивым»? — потому что утрата постигшая птиц, делает их неистинными. Затем некое «я» выбрасывает свои перчатки (но перчатки здесь не случайны — они по форме своей отдаленно напоминают паучьи ноги), которые оказываются желтого цвета (это «компенсация» цветового недостатка птиц), перчатки падают на равнину, над которой возвышается хрупкая колокольня (ее хрупкость соотносится со значением утраты и обмана), «я» скрещивает руки (а здесь образ креста напоминает о колокольне) и поджидает смех, который обильно вырастает из земли (до этих пор из земли «вырастала» только колокольня)\и начинает расцветать, словно зонтик (раскрывание цветка аналогично раскрыванию зонтика в перевернутом виде), приходит ночь, похожая на карпа, выпрыгивающего (подобно произрастающему из земли смеху) из фиолетовой воды (фиолетовый — цвет темноты, он также созвучен французскому глаголу «нарушать», «насиловать» — «violer»), странные лавры (растения смеха) обнимаются с небом, которое спускается из моря (образ перевернутого или «нарушенного» мира). Здесь описан лишь один из возможных способов интерпретации «сцепления» образов птица-паук-перчатка-равнина-колокольня-скрещенье рук-смех- зонтики-ночь-карп-вода-лавры-небо-море.


Мы попытались показать на этом примере потенциальную возможность множественного подхода, применяемого для интерпретации метафорической связи, но возможна интерпретация и согласно одному из этих критериев. Схему метаморфоз можно представить иначе, например как живописно-пластическую: форма-цвет-паутина- ровная поверхность-хрупкий силуэт-крестообразная форма-зонтичная форма-темнота-фиолетовый цвет; или как метаморфозы мифологических первостихий — воздух-земля-дух(воздух)-земля-вода-небо-вода.

 

 

Последнее обновление 12.08.14 08:57
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика