Ошеломляющий образ
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
06.12.13 12:44

Ошеломляющий образ

 

Хотя Арагон не настаивает на сугубо «автоматическом» способе написания этого текста, который должен казаться читателю легковесной «болтовней»; то же стремление к спонтанности проявляется и в его теории «образа, воздействующего наподобие наркотика» (речь идет о «1е stupefiant image», выражении, которое в советской критике переводилось обычно как «ошеломляющий образ», что, с точки зрения грамматики, не совсем корректно, ибо «ошеломляющий образ»— это «1а stupefiante image»), под знаком которого разворачивается весь текст «Парижского крестьянина».
«Сконструированность» автоматического письма была для сюрреалистов очевидна — сколько бы Бретон ни говорил о спонтанности, он не может пройти мимо понятия «связи», «сцепления» между элементами произвольного потока. Эти элементы были выставлены наружу в довольно редком тексте Ж.-М.Беллаваля «Попытка реконструкции автоматического сообщения», опубликованного в «Антологии грез» в 1938 г.21
С другой стороны, универсальным механизмом автоматического письма является самоотрицание — «стирание» (о чем уже упоминалось в начале статьи). И за этой этикой стирания, очищения, стояла весьма интересная образно-идеологическая конфигурация. С одной стороны, идеология Анархии, воплощение которой сюрреалисты видят в фигуре папаши Убю с его знаменитым средством всеобщего разрушения — «невыразимой метлой» (из знаменитых пьес Альфреда Жарри). А с другой стороны, «стирание» это несет в себе отголоски маллармеанской идеи творческого акта как высшего и последнего саморазрушения. Бретон, который в юности увлекался Малларме, воспринимает идею безмолвного творчества (поэтика «пустой страницы» или «распространствение» в «Броске костей») как некий «автоматизм» (еще до изобретения «автоматического» письма).

 

Последнее обновление 12.08.14 08:57
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика