Образ Анны Ливии
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
20.06.14 12:31

 

В мифологическом образе Анны Ливии Плюрабель (она умирает- исчезает, обратившись в реку Лиффи, чтобы раствориться в море и возродиться в дождевых облаках) идея круговорота получает свое естественное завершение в мифологеме воды, как символе первозданного состояния. Уподобляя женское начало реке, воде, Джойс следует традиционному мифологическому символу (ирландск. Анна Лиффи — река Лиффи). Это еще и «символ потока жизни» (ср. «Золото Рейна» Вагнера). На уровне поэтическом джойсовские образы горы и реки как бы воспроизводят анимистическое сознание: «неслышащая» (abhearing) гора, старая, страдающая одышкой река, распустившая свои волосы, подхваченные течением.
Приметы «подлинной» жизни, которыми нагружен «Улисс», в «Поминках по Финнегану» не исчезают. Но в отличие от «Улисса» оба аспекта — бытовой и мифопоэтический — совмещаются в одном образе. Повествование строится по принципу дополнительности значений на уровне слова, персонажа, эпизода, которые облекаются в форму мифологических напластований. Это обнаруживается с первых страниц книги, где набегают друг на друга разные темы, каждая из которых в дальнейшем получает развитие. Фраза, которой открывается «Финнеган» — «бег реки мимо Евы и Адама», — буквально означает, что на берегу Лиффи есть церковь Адама и Евы, и одновременно начало человеческой истории. «Сэр Тристрам, violer d'amore» — это герой артуровской легенды и одновременно сэр Алтерик Тристрам, построивший замок Хоут, «играющий на виоль д'амур». «Дорога Вико» указывает не только на путеводную философию Дж.Вико, но и на реально существующую в Дублине улицу. Играя словами, слегка трансформируя их звучание, Джойс превращает Дж.Бруно — «Бруно Нола- на» (Бруно из Нола), — в название книжного магазина в Дублине «Браун и Нолан». Удар грома, возвещающий о катастрофе, за которой следует новый цикл, — это и шум захлопывающейся двери.
Созданный Джойсом сумеречный призрачный мир, в котором все происходит в ночном сознании-сновидении, и возможны любые перевоплощения-превращения вплоть до растворения личности в природе, а жизнь и смерть не разделены четкой гранью — это уже по существу мир мифологический, не только воспроизводящий механизм мифологического сознания, но и построенный по законам мифа.

Последнее обновление 13.08.14 11:41
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика