Обратимся к роману А.Карпентьера «Потерянные следы»
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
18.04.13 19:50

Устремленность к изначальному, свойственная далеко не только теллурической прозе, также проявилась в одной из очень значительных и характерных художественных констант литературы XX в., которую можно определить как поиск первоэлементов общечеловеческой культуры. Сама по себе такая тенденция была внове для идеологического арсенала примитивизма. Но главное — в том, что этот поиск ведется, прежде всего, художественными средствами, в художественной ткани произведения, чего вовсе не знала предшествующая традиция примитивизма. Вновь обратимся к роману А.Карпентьера «Потерянные следы». Свое путешествие в глубь южноамериканского материка герой романа, музыкант, осмысляет в темпоральных категориях— как движение в прошлое, к эпохе первоначального времени. Достигнув пространственно-временного «сакрального центра», музыкант начинает творить — он пишет ораторию по «Одиссее» Гомера. Творческий замысел композитора, подробно разъясненный на страницах романа, состоит в том, чтобы выявить изначальный голос каждого музыкального инструмента и суть звучащего слова. Вслед за инструментальным вступлением прозвучит «голое слово», «ясное и простое», «которое обретает свой первозданный смысл» и «благодаря своей первозданной красноречивости не нуждается в определении».

Речь идет о художественном воссоздании неких вненациональных архетипических элементов искусства, культуры. На самом деле герой Карпентьера, изрядного знатока русской культуры и поклонника Стравинского, творит в русле той тенденции, которая сложилась еще в самом начале XX в. и наиболее ярко проявилась в русском искусстве.

 

 

 

 


 

 

Последнее обновление 11.08.14 10:31
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика