Концепта Sachlichkeit
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
29.03.13 11:36

Что же касается концепта Sachlichkeit, то, как представляется, ни один из возможных вариантов перевода не покрывает сути предмета полностью. «Деловитость» хороша тем, что она отражает новый ритм жизни — жизни XX в. «Предметность» справедлива в том отношении, что передает ставшее особо ощутимым материальное переживание и ощущение окружающего мира, что было чрезвычайно характерно для мирочувствия 10-30-х гг. «Любите существование вещи больше самой вещи и свое бытие больше самих себя, — вот высшая заповедь акмеизма», писал Мандельштам в «Утре акмеизма» (1919)27. А.Н.Толстой был художником совершенно иного склада, но его поэтика плотской чувственности принадлежит той же телесно-вещественной, жестуальной парадигме.
Итак, возникает «вещь». Случайно ли, что концепту вещи посвятил свое знаменитое эссе М.Хайдеггер, отчеканивший: «Вещью веществится мир»? Правда, в эссе Хайдеггера, написанном уже гораздо позднее, «вещь» в оригинале именуется другим словом — Ding. И все же на онтологическом уровне важны не семантические оттенки, а значимость самого понятия. В этом смысле предметно означенные Ding- Gedichte Рильке совершенно изоморфны парадигме авангардной поэтики. Существо всей этой проблематики совершенно верно уловила Т.В.Цивьян: она пишет, что «текст вещей» «с особой яркостью вспыхивает в порубежные периоды, в частности, касающиеся смены культур (ср. хотя бы его популярность в искусстве авангарда)».

И далее: «Вещный код становится одним из способов описания послереволюционной судьбы России...» Но в то же время, как указывает автор, избыточность семантики вещи приводит к ее дематериализации, к превращению нечто в ничто, в сон, абсурд.

 

 

 

 


 

 

 

Последнее обновление 11.08.14 10:06
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика