Мышление и письмо
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
15.12.13 12:39

 

Мышление и письмо, мышление и изображение должны быть связаны как можно более непосредственно — вплоть до полного отождествления одного с другим. И здесь сюрреалисты, так много критиковавшие логику картезианства не далеко от нее отходят. Этот подметил французский философ-картезианец Фердинан Алькье. Если сюрреализм считает себя «писанием мысли», то «все в нас имеет тенденцию становиться дискурсом», в том числе и бессознательное. «Становиться дискурсом», означает, по Алькье, обретать более или менее логическую форму.
Морис Бланшо (которого в картезианстве не заподозрить) интерпретирует в том же направлении: если идеальным проектом сюрреализма было совмещение, буквально — смешение, языка и мысли, то слова уже не обозначают идеи, но являются ими. Являются ими сейчас (ибо автоматическое письмо отрицает прошедшее время), в тот самый момент, когда думает и записывает поэт, то есть оказываются способом осознания поэтом того мира, который он выражает. В этом смысле «автоматическое письмо... — настоящая поэзия Cogito». Автоматическое письмо — средство познания, но познания, которое сочетает в себе и традиционное картезианское — рациональное — познание, и познание, так сказать, «бессознательное». В своем «глобализирующем» определении автоматического письма Бланшо выходит за рамки той сферы философского мышления, в которой релевантно деление на «рациональное» и «иррациональное».
В заключение вернемся к проблеме, с которой мы начинали — к проблеме безграничности «автоматического письма». Это вопрос ставился уже самими сюрреалистами, которые, с одной стороны, боролись за «чистоту» теории и своих рядов, а, с другой, стремились к максимальной экспансии сюрреализма за собственные же пределы. Еще в 30-е гг. (до Бланшо) Роже Кайуа тонко заметил, что автоматическое письмо — это не столько «техника», но скорее «иррационали-зированый концепт». То есть, что само понятие «автоматического письма» при всем том, что является теоретическим понятием, обозначающим определенный творческий прием, одновременно сродни поэзии и воздействует как поэтический образ. Мы не случайно останавливались подробно на «истории» автоматического письма, которая была много раз переосмыслена самими сюрреалистами. Автоматическое письмо — один из самых продуктивных мифов культуры XX века, сосредоточенной сама на себе и на механизмах ее порождающих.

 

Последнее обновление 12.08.14 08:58
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика