Мир первоэлементов художественного языка
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
21.04.13 18:52

Существенные аспекты затронутой проблематики вскрыты в блестящей статье В.Адаменко «Игорь Стравинский и Велимир Хлебников: мир первоэлементов художественного языка». Понятие «примитивное» автор статьи рассматривает как «универсальное», показывая, что «примитивное» «трактуется в качестве элементов своего рода «первого языка» культуры, наиболее глубинного и всеобщего. Заговорить на таком языке в пору зрелости культуры означало бы заговорить сразу на всех ее языках». Обращаясь к корням культуры, Хлебников и Стравинский стремятся заново открыть и возродить синкретическое единство первобытного искусства, поэтому «тексты обоих художников часто ориентированы на промежуточные формы между пением и речью». По мысли автора, двух художников сближает горделивое осознание владения всем тезаурусом культуры, способность увидеть в многообразии культурных явлений их глубинное сходство на архетипическом уровне, их обращенность к «миру первоэлементов художественной материи». В.Адаменко убедительно доказывает, что «художественный мир Стравинского и Хлебникова обнаруживает тенденцию к рациональному построению из сравнительно немногих простых единиц»; при этом поэт и композитор оба используют такие архаичные «способы изложения художественного материала, как повторность (остинантность), вариантность, комбинаторика». Творчество Стравинского и Хлебникова, заключает автор, соотносится с мифами о сотворении сущего из первоэлементов.
Важные особенности примитивистской тенденции XX в. обусловлены принципиально иным в сравнении с предшествующей традицией восприятием образа «примитивного» человека, что опять-таки сказалось в образности и в языке многих произведений.

В примитивистской тенденции от литературы античности до позднего романтизма образ «доброго» или «благородного дикаря» всегда выстраивался по существующим этическим нормам, являясь, в конечном счете, идеальной проекцией «должного» человека как его понимал европеец. Пресловутая «естественность» снимала все пороки, порожденные цивилизацией, оставляя чистые добродетели, как считалось, изначально присущие всякому человеку (см. Монтень, «Опыты», гл. XXXI). Более того, даже при описании внешности дикаря авторы придерживались характерной тенденции, которую североамериканский ученый К.Бин, рассматривая кубинский аболиционистский роман, назвал «принципом нейтрализации»33. Суть его состоит в том, что писатель старается убрать или сгладить черты внешности, неприятные глазу европейца: герой непременно красив и хорошо сложен, а если он африканец —то с золотистым оттенком кожи, с прямым носом, тонкими губами и т.п.    »

 

 

 


 

 

 

Последнее обновление 11.08.14 10:31
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика