Мир, по Фаулзу
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
26.03.13 10:21

Определенная общность времен прослеживается и там, где, казалось бы, Фаулз намеренно их противопоставляет, — в тринадцатой главе викторианское повествование обрывается, появляется автор, глядящий в XIX век из века XX и открыто отвергающий эстетику прошлого.Он заявляет, что его произведение — это не роман в полном смысле слова, что Чарльз — «я сам в маске», что не существует всезнающего автора. Мир, по Фаулзу, — организм, а не механизм, его нельзя создать по плану, и поэтому произведение искусства независимо от создателя. «Разница в том, — говорит писатель, — что мы не боги викторианского образца, всезнающие и всемогущие, мы — боги нового теологического образца, чей первый принцип — свобода, а не власть».
Но, принимая постмодернистскую идею о бесконечной повторяемости всего сущего и неизменности жизненных законов, Фаулз отдает себе отчет в том, что и современные художники не обладают абсолютной свободой. Они создают свой мир, не совпадающий с подлинной реальностью, и, пытаясь быть независимыми от любых норм и традиций, на самом деле порождают собственную традицию с присущими ей характерными признаками.

Сам автор сознает, что его повествование перемещается из викторианского в постмодернистский контекст, в сферу эстетического влияния А.Роб-Грийе и Р.Барта, и что, по законам современного романа, его текст должен был бы приобрести черты философского трактата или сборника эссе. «Возможно, вместо порядковых номеров мне следовало снабдить главы названиями вроде: «Горизонтальность бытия», «Иллюзия прогресса», «История романной формы», «Этнология свободы», «Некоторые аспекты викторианскои эпохи...» да какими угодно» .

 

 

 

 


 

 

Последнее обновление 11.08.14 10:04
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика