Минорный эмоциональный настрой
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
03.04.13 18:35

Такие связанные между собой константы этого мироощущения, как мотивы жертвы, обреченности, смерти, отчаяния, тоски, страха,были совершенно специфичны для данной эпохи и подразумевали нечто большее, нежели только минорный эмоциональный настрой, — они были оборотной стороной пафоса переустройства мира, энтузиазма революционаристских устремлений. Некрополь на Красной площади, а до того — всенародные самозабвенные похороны жертв революции являют собой важный культурогенный феномен, ждущий своего осмысления. В пучке авангардистских-смыслов волевая интенциональность, чувство неминуемой гибели и интеграция в коллективную общность выступают взаимосоотносимыми факторами, образующими в совокупности культурный код эпохи. В упоминавшейся уже статье от 1930 г. Р.Якобсон отмечал «неразрывность мотивов в творчестве Маяковского: революция и гибель поэта». В другом месте он вспоминал потрясающую фразу Пастернака: «А знаете, Роман Осипович, я все больше прихожу к убеждению, что у нас, да и не только у нас, сейчас, а может быть, и не только сейчас, жизнь поэта, а может быть, и не только поэта, пришлась не ко двору». Мотив обреченности (достаточно вспомнить «Стихи о неизвестном солдате» Мандельштама), сгущение катастрофизма бытия пронизывают поэзию той поры, обретая свое формульное выражение в цветаевском: «Жизнь — это место, где жить нельзя».


Конечно, меланхолия есть состояние души поэта по преимуществу, но стоит окинуть взглядом горизонт мировой культуры первых десятилетий века, как тут же обнаруживается очевидная общность умонастроений художников и мыслителей совершенно разных культурных миров. Так, мандельштамовские «Tristia» (1920) могли бы стать девизом современной ему поэзии молодого чилийца, заявлявшего:
Знайте: я стражду не человеческой болью,
Знайте: боль моя больше, чем вся моя жизнь
(П.Неруда. «Страждущий пращник»).

 

 

 

 


 

 

 

Последнее обновление 11.08.14 10:01
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика