Мифотворчество
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
27.04.14 08:23

 

Мифотворчество — одна из характерных черт литературы XX в., «мифологической эпохи», как назвал его Г.Брох. Наиболее общая причина поворота к мифу, который в первобытную эпоху был выражением миропонимания человека, видимо, лежит в самой природе сознания. Механизм мифотворчества, как на уровне художественного, так и массового сознания, заработал с новой силой, когда обнаружилась несостоятельность рационального объяснения мира на основе причинно-следственных связей. Употребительность мифопостроений вызвана тотальным пересмотром общественной истории. То, что недавно считалось истиной, оказывается или может оказаться мифом. При этом разрушение одних социальных мифов, как правило, порождает другие. В итоге, как говорил Р.Барт: «мифом может быть все».
Сам интерес к мифологии не является прерогативой литературы XX в. Свою генетическую связь с ней литература никогда не забывала, постоянно обращаясь к мифам, как к своей питательной почве и художественному материалу. Мифологические референции составляют неотъемлемую часть всей истории мирового искусства, начиная с гомеровского эпоса. В основе большинства трагедий Эсхила лежит мифология, что дает основание утверждать: «древнегреческий миф становится всецело достоянием эллинизма, и с этого времени можно говорить о мифах как о литературных сюжетах в полном смысле слова. Переработка, новые приемы изображения и освещения старых установившихся мифов и поиски мифов новых и малоизвестных составляют наиболее бросающуюся в глаза черту литературного творчества эллинистических поэтов, если они берутся за мифологическую тематику». Со времени эллинизма известна рефлективная интерпретация мифов. При всей неизменности мифа его относительная актуализация допускалась «Поэтикой» Аристотеля. Интерес к мифологии не иссякал и в эпоху средних веков. Достаточно вспомнить, что история Трои осталась в числе излюбленных тем средневековой литературы. Эпоха Ренессанса, целенаправленно воскрешавшая античность, видела в мифе неисчерпаемый источник сюжетов и образов. В творчестве романтизма наметился переход от аллегорической интерпретации мифа к символической.
Парадигму мифологизма как специфического художественного явления XX в. определили Ф.Ницше и Р.Вагнер. Они открыли миф для современного искусства, наметили путь «от мифа к мифу», от традиционной мифологии к новому мифотворчеству, что по разному претворилось в творчестве многих художников. Как феномен литературы мифологизм в разных модификациях сохранил свое значение на всем протяжении столетия, начиная с поздних символистов и модернистов. Хотя в их мифопоэзии можно вычленить столько же концепций мифологизма, сколько самих писателей, в целях, которые они преследуют, есть много сходного. В самой общей форме можно сказать, что литература ищет в мифологии схему и тип, т.е. иначе говоря, модель мира и человека, новые качества художественного моделирования действительности, составляющего общую задачу искусства. В XX в. литература вышла на такой уровень модернизации классической мифологии, который говорил о ремифологизации, о мифопоэтическом «пересоздании древних историй» и, наконец, о мифотворчестве, сотворении новых мифов, что отвечало жизнестроительным устремлениям изменявшейся литературы.

 

Последнее обновление 13.08.14 11:39
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика