Миф в литературе 20 века.
<
Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 
25.06.14 08:34

МИФ В ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА: СТРУКТУРА И СМЫСЛЫ


В XX веке миф приобретает и для литературы, и для культуры в целом особую, почти завораживающую притягательность. Не раз в рамках различных литературных течений и концептуальных систем возникает подлинный культ мифа. Косвенным образом увлечение мифом подпитывается проходящим лейтмотивом через весь XX век убеждением в том, что определяющей чертой всякой человеческой активности (речевой тоже) и мировосприятия является их условность. Связанное с этим убеждением кризисное мироощущение видит в мифе некую универсальную палочку-выручалочку. Благодаря многовековой традиции своего осмысления, миф к XX в. превратился в чрезвычайно многозначную категорию, способную выражать, иллюстрировать, обозначать и символизировать чрезвычайно широкую палитру смыслов. Одним он видится единственной известной альтернативой схематичному условному и, главное, идеологизированному современному мировосприятию (в духе романтической трактовки мифа). Другим — первичным воплощением, почти что символом, этого самого условного и ложного мировосприятия (в полном соответствии с взращенным XVIII в. рационалистическим идеалом). При этом в качестве альтернативного знания миф может восприниматься и как целостный и нечленимый образ мира, и как специфически организованная понятийная система. В качестве ложного мировосприятия он может представляться идеологической системой, или же иррациональной основой этой ложной идеологической системы. Миф, воспринимаемый и как образ мира, и как понятийная система, может видеться тотальным и всеобъемлющим или фрагментарным и тавтологичным. Даже структурная основа мифа выделяется по-разному: миф — это слово, миф — это повествование, наконец, природа мифа ритуальна, слово вторично, а мифологическое повествование — комментарий к ритуальному действу. И каждая из намеченных выше трактовок порождает дополнительные градации.
Миф привлекает и философскую мысль, и литературу не вопреки, а благодаря своей многозначности, за счет свойства, прямо вытекающего из категориальной неопределенности понятия, отразившейся в этой многозначности. В качестве «идеи» миф обладает уникальной гибкостью и пластичностью, в смысловом поле мифа даже диаметрально противоположные его интерпретации могут сосуществовать, дополняя друг друга; апеллируя к нему, писатель может задействовать в своем тексте одновременно разные его стороны, как и разные уровни его понимания. Поэтому практически каждый художник, обращаясь к мифу, видит миф и использует его смысловые и структурные возможности по-своему. При попытке систематизировать все это многообразие речь может идти лишь о неких тенденциях, но никоим образом не о резко очерченных, определенных закономерностях.

 

Последнее обновление 13.08.14 11:41
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика