Метаморфозы Барроко и классицизма
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
15.02.14 07:42


Поль Валери, цитируя Гонгору в эпиграфе к диалогу «Навязчивая идея, или Двое у моря» (1931), допустил своеобразную «опечатку», подмеченную в свое время кубинцем Хосе Лесамой Лимой. «Ошибка его, на наш взгляд, абсолютно закономерна, — пишет Лесама Лима: — «В кристальных скалах («rocas») юркая змея», — цитирует Валери. Собственные предпочтения толкают его к мысли будто змея должна продвигаться, оставляя и руша свои письмена на контрастирующей с ними застывшей материи. Он ищет незыблемый фон, «кристальные скалы», где и могут развернуться сумрачные змеиные игры. Однако, в первой строке «Взятия Лараче» у Гонгоры стоит: «В кристальных блестках («roscas») юркая змея». Разница между оригиналом и цитатой продиктована такой установкой, таким исходным видением, которые разрушают поэтическую реальность цитируемого стиха. Валери ищет в материи точку опоры, чтобы змеи проступали на светлых скалах, превращаясь как бы в отсвет их алмазного состава. У Гонгоры речь о другом: о побудительном толчке, о постоянной отсылке к движению, вновь и вновь воссоединяющему металлические звенья, о метафоре, что катится словно охота, а потом саморазрушается во вспышке скорее рельефа, чем смысла».
Для Лесамы Лимы имя Гонгоры, его творчество являются идеальным воплощением поэтики и стилистики барокко; более того, воплощением особого «духа барокко», синонимичного динамике сотворения культуры. Бесконечности движения противостоит статика, барокко противостоит классицизм, представляя который, Лесама Лима отталкивается от иллюзорной неизменности классицистических «пристрастий», их самотождественности от Ренессанса до Валери (Валери как будто точно так же, как прежде Леонардо да Винчи, стремится «привязать» луч света к материи). Без сопоставления с Ренессансом как будто не может проявиться особость поэтики Гонгоры, без «ошибочного», разрушающего перевода-прочтения Валери не выявляется степень «объективности» исследования Лесамы, направленного на реконструкцию поэтического мира Гонгоры, в полную достоверность которой не верит, впрочем, ее же автор, осознавая «ограниченность или даже безнадежность попыток прочесть другую культуру».

 

 

Последнее обновление 13.08.14 11:36
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика