Модернизм
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
20.03.13 13:28

Для Ю.Хабермаса постмодернизм является отречением от модернизма и выражением нового социального консерватизма, присущего среднему классу . Ф.Джеймсон связывает появление постмодернизма с исчерпанностью модернизма и «третьей экспансией капитализма» — культурной, последовавшей за экспансией рынка и империализма. Модернизм — порождение империалистической (монополистической) стадии капитализма, постмодернизм — феномен его мультинациональной стадии. Он также свидетельствует об исчезновении границ между высокой и низкой культурой, характерном для потребительского общества.
По-видимому, нельзя согласиться ни с тем, что постмодернизм — это всего лишь модификация модернизма, ни с тем, что это принципиально новое направление. Истина, как всегда, лежит где-то посередине. Отношения между ближайшими традициями, как правило, строятся на основе общих принципов наследования, отталкивания и преобразования. Предыдущая традиция в том или ином виде обязательно присутствует в последующей, тем самым сохраняя некую закономерно организованную общую линию литературного процесса. Крайности — эпигонство и полное отрицание — необходимо отсекаются. Это наглядно видно на примерах взаимоотношений романтизма и реализма, реализма и модернизма, когда у одних и тех же авторов разные эстетические системы буквально сплавлены в нераздельное целое (М.Лермонтов, В.Скотт, Г.Мелвилл, Г.Гейне, Т.Вулф, У.Фолкнер, В.Набоков и др.). Характерно, что преемственность между модернизмом и постмодернизмом прослеживается именно там, где сохраняется интерес к традициям прошлого. Предшественниками постмодернизма можно назвать прежде всего уже упоминавшихся Паунда, Элиота и Джойса.


Широкий разброс мнений по поводу природы постмодернизма отражает также саму его многозначность и несомненную эклектичность. Постмодернизм неоднократно сопоставлялся со стилем барокко (Л.Хатчеон, Ф.Варнке), с которым его роднят лингвистическая изощренность, искусственность, отношение к миру как к театру, а к искусству как к игре, интерес к трансцендентному и интертекстуальность.
В теории постмодернизма понятие традиции фактически подменяется понятием интертекстуальности, которая, в отличие от традиции, характеризуется не диахроническим, а синхроническим, не причинно-следственным, а равноправным и равнозначным отношением разных художественных форм и текстов. Интертекстуальность не подразумевает ни преемственности, ни влияния, ни канона, ни целенаправленного выбора, ни объективной логики развития культуры, ни цикличности. Однако такое представление является лишь идеальным, поскольку в подавляющем большинстве произведений различные тексты не нейтральны по отношению друг к другу, а активно взаимодействуют, будучи маркированными в историческом, временном, национальном, культурном, стилевом и прочих планах. Тексты вступают в полилог, в значительной мере отражая намечающиеся тенденции конца столетия — к синкретичности, толерантности, коммунитарности и во многом — к деперсонализации, поскольку исчезает приоритет одного автора и у текстов появляется множество «соавторов».

 

 

 

 


 

 

 

Последнее обновление 10.08.14 09:27
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика