В «Маятнике Фуко» (1988)
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
05.02.14 14:25

 

В «Маятнике Фуко» (1988) У.Эко как бы сведены воедино все разнообразные размышления века о сложной диалектике схематичности и утопичности мышления и подчиненном случайности существовании погруженного во временной поток человека. Вводя мотив небезобидности и гибельности игры, автор отвергает и предложенный постмодернистами вариант «снятия» этого несоответствия, определяющего для многих мыслителей XX века существование человека в мире. Формальный план романа отличается не меньшей сложностью: помимо классического претекста, взятого из «Зохара», Эко вводит в роман в качестве претекста дискурс, максимально приближенный к комментарию. Создаваемая героями фантастическая параллельная история, не переставая быть ложной и игровой, оказывает формирующее влияние на их жизнь и окружающий мир. «Традиционная» аллегория встречается с «новой» и, не снимая мучительного недоумения «открытой притчи» перед миром, лишний раз подтвердив опасность и агрессивность утопизма, создает целостную и «внятную» картину мира.
На протяжение XX в. писатели вновь и вновь обращаются к иносказательным формам для того, чтобы выразить сложный и противоречивый баланс между уникальностью жизненного опыта каждого человека, сплавленностью этого опыта с самой жизнью и его радикальной, принципиальной невыразимостью, и условностью культуры, мышления, даже языка, при помощи которого человек снова и снова пытается передать свой опыт. Задав в самом сочетании миметического романа и аллегории или утопии эту базовую дихотомию человеческого существования, автор получает колоссальные выразительные возможности, позволяющие в очень тонких формах, без прямых деклараций и картонных образов, выразить свои мысли о мире, о месте человека в мире, о природе человека, о природе мышления и т.д.

 

Последнее обновление 13.08.14 11:36
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика