«туман» из метафоры вырастает в символ
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
22.12.13 11:54

На этом этапе развития сюжета «туман» из метафоры вырастает в символ. Нерешительность героя оказывается не естественной чертой человеческого характера, мастерски отраженной автором реалистического произведения, как казалось вначале, а знаковым выражением авторской концепции. Причем сама эта концепция, видимо, порождается (хоть это не выражено эксплицитно, а как бы продиктовано логикой повествования) свойственными автору сомнениями и неуверенностью, которые она не «снимает», а напротив, многократно усиливает. Именно символ позволяет Унамуно показать это диалектическое единство внутреннего мира автора и героя и образно выразить свое представление о человеке и мире. Но и сам символ, традиционно на философском уровне декларировавший веру обращающегося к нему писателя в органическое единство формы и заключенного в ней смысла претерпевает у Унамуно принципиальную трансформацию. Он более не обращен вовне, на объективный мир, не служит утверждению неких истин, мыслимых как реально существующие и незыблемые. Он отражает внутренние глубины человеческой психики, где нет устойчивой системы координат, где все текуче и подвижно и видимость редко совпадает с сущностью. Рождающийся из столкновения слияния мировосприятия автора и героя, он выступает одновременно знаком и инструментом субъективизации реальности, а его традиционная многозначность, смысловая «объемность» при этом оборачивается амбивалентностью.

В сцене сговора с дьяволом в «Докторе Фаустусе» (1947) Т.Манна «структурно значимой» оказывается аллегория, причем это аллегория, построенная на претексте — неком предшествующем тексте, к которому апеллирует автор, используя его как ключ к значению. Наиболее традиционным, хотя и не единственным, претекстом европейской аллегории является Библия. Субъективное и объективное восприятие претекста определяет не только структурную организацию аллегории (ее большую или меньшую внятность), но и саму концепцию языка (его отношения к истине), на которой строится создаваемый текст. Этот уровень структуры аллегории вводит в сферу рефлексии проблему понимания слова и существования общего для всех людей языка.

 

Последнее обновление 12.08.14 08:58
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика