Литературная условность
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
25.12.13 10:24

 

«Играет» на философскую концепцию и литературная условность как таковая, сакцентированная обращением к аллегории: повествовательная форма сама по себе подчеркивает иррациональный характер философской модели, невозможность придать ей «научную стройность и изложить ее в строгих терминах. Иллюстрация и пример представляются единственным доступным средством внятного отражения идеи (кстати, и Д. Г. Лоуренс рассуждения о психоанализе иллюстрирует не «случаями из жизни», а «психологией поведения», например, Адама и Евы). Использование классического текста в качестве примера подтверждает универсальный, а не субъективистский характер идеи. И эту функцию классический текст может выполнить исключительно в силу своей условности, доказывающей, что он понятен и значим для многих людей. Но сосредоточенность на условности/условленности текста перечеркивает все претензии на его соотнесенность с истиной, а значит, сама литературная форма подчеркивает парадоксальность/абсурдность построения.
В контексте возрастания значимости формы в иносказательных фигурах постепенно все большую роль начинает играть смысловое наполнение внешнего образа, означающего. Посредством популярных среди авангардистов (в особенности футуристов и в немалой степени экспрессионистов) «технологических» и индустриальных метафор, какое бы переносное значение они ни несли, утверждается новый образ мира. Метафора, как и в рассмотренной выше практике дадаистов, обладает двойственным значением, но читателю не приходится выбирать между двумя вариантами прочтения: предложенный ему образ одновременно и в одинаковой степени актуализирует оба уровня иносказательного смысла. Дополнительный оттенок — ощущение современности, индуцируемое метафорой — подчеркивает, так сказать, «прямую» смысловую наполненность практически любого наделяемого переносным значением образа.

 

Последнее обновление 12.08.14 08:58
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика