Культура проклятых поэтов XIX-го в
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
06.12.13 11:54

Если в 1921 г. Бретон связывает понятие «автоматического письма» с культурой проклятых поэтов XIX-го в., то теперь их «место» занимает Фрейд. Кроме того, отсылка к Фрейду и его методологии «свободных ассоциаций» сопровождается еще одной существенной для сюрреализма декларацией этического свойства — провозглашением отсутствия четкой границы между безумием и не безумием, а значит возможности и необходимости рассматривать патологическое творчество сумасшедших как эстетически значимое, а самих сумасшедших — как угнетенный класс общества, который необходимо освободить из больниц.

Подобно тому, как в эпоху Просвещения Руссо идеализировал незамутненный предрассудками разум и образ жизни «естественного человека», так сюрреалисты видят в умалишенных высшую степень освобождения от пошлой буржуазной культуры. И здесь-то они вспоминают, что и сам термин «автоматическое письмо», связанный с понятием «психического автоматизма», был широко распространен во французской психиатрии как минимум с конца XIX в. Из чего следовало знаменитое «словарное» определение сюрреализма Бретона: «Сюрреализм, м. Чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или любым другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений». Отсылка к традиции вовсе не умаляет значения сюрреалистического изобретения «автоматического письма», наоборот, именно благодаря традиции, сюрреалистический термин «автоматическое письмо» так органично и так прочно вошел в культуру XX века.

 

Последнее обновление 12.08.14 08:56
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика